Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

«На съемочной площадке он был дрессировщиком»

Племянница режиссера Франческа Фаббри Феллини — о его эксцентричных привычках, равнодушии к символам успеха и любимых каппеллетти

100-летие со дня рождения Федерико Феллини продолжают праздновать не только на его родине, в Италии, но и в России. В Москве с 5 по 26 сентября пройдет большая ретроспектива лент режиссера, а писательница и журналистка Франческа Фаббри Феллини специально ко дню рождения дяди сняла короткометражку о нем. Единственная наследница гениального итальянца поделилась с «Известиями» воспоминаниями о человеке, изменившем мировой кинематограф.

— Один из главных фильмов Федерико Феллини называется «Амаркорд», что на романьольском диалекте означает «я вспоминаю». Франческа, каков ваш личный «амаркорд» о дяде Федерико?

— Это, конечно же, прогулки по пляжу, обеды и ужины с его любимыми блюдами. Например, он обожал каппеллетти, которые готовила моя мама Мария Маддалена Феллини, его сестра. Она была младше дяди на 10 лет. Еще вспоминаю встречи с ним в залах Гранд-отеля Римини. Это случалось, когда Федерико приезжал в наш городок, чтобы повидаться с нами и со своей матерью, моей бабушкой Идой Барбьяни, она жила вместе с нами.

У меня в памяти сразу всплывают его рисунки пастелью. Он делал их на клочках бумаги, после его отъезда я находила их в разных уголках дома. Эти красочные каракули, как дядя их называл, изображали персонажей, рожденных его безудержным воображением.

Вы часто видели дядю на съемочной площадке?

— Да, я была на студии Cinecittà, когда он снимал «Амаркорд» в 1974 году. Была также на съемках «Джинджера и Фреда» и «Голоса Луны». Для меня это всегда был пропуск в святая святых. Жаль, что такие путешествия случались нечасто. Но и сейчас помню каждую деталь. Я, конечно, многое бы отдала за то, чтобы оказаться на площадках, где снимались и другие его фильмы.

Во время работы каким он был?

— Он был дрессировщиком в цирке! Съемочная площадка всегда была для него огромной ареной, и этот образ Федерико не раз вставлял в свои фильмы — взять хотя бы «8½», где Гвидо дрессирует своих женщин хлыстом. Он был невероятным перфекционистом, лично следил за всем: за макияжем и париками актеров, за костюмами, за всеми декорациями. Его гений не знал границ, он витал над всем!

Каким он был в личной жизни?

— В нескольких словах? Ироничным, щедрым, необъятным.

И очень успешным в глазах окружающих, добавил бы я. А он сам любил праздновать свой успех?

— Нет. Даже никогда сам не забирал свои многочисленные премии, всегда посылал за ними тетю Джульетту (Джульетта Мазина, актриса, жена режиссера. — «Известия»). Можете себе представить?

А дни рождения?

— Никогда не отмечал их. Я как-то спросила, почему. И он ответил прекрасным афоризмом Авраама Линкольна: «Неважно, сколько дней в твоей жизни, важно — сколько жизни в твоих днях».

Что дядя дарил вам на дни рождения?

— Всё время что-то необычное и очень нужное, точное. Самый запоминающийся подарок — красивый синий плащ. А еще после одной из наших зимних прогулок по пляжу в Римини увековечил меня в одном из своих великолепных рисунков.

Какие женские роли в фильмах Феллини вам ближе всего? И какие хотелось бы исполнить самой, ведь вы родились в атмосфере кино?

— Это правда, я родилась в мире кино, и всё же я не актриса и никогда не идентифицировала себя с персонажами фильмов Федерико. Но я обожаю всех его героев, а особенно героинь — тех, что играла тетя Джульетта: Джельсомину, Кабирию и других. Мне они все очень близки.

Каким вы запомнили уход дяди в 1993 году?

— О, это было великое трехдневное прощание между Римом и Римини! Гроб с телом Федерико сначала установили в римском Teatro 5 студии Cinecittà, потом тысячи людей пришли на святую мессу в базилику Santa Maria degli angeli. После на машине его тело перевезли в родной Римини, где прошла еще одна церемония — в Teatro Galli. И последнее путешествие он совершил на монументальное кладбище, где упокоился в семейной гробнице вместе с тетей Джульеттой и их маленьким Пьером-Федерико (единственный сын четы Феллини умер через две недели после появления на свет. — «Известия»).

О чем вы бы спросили своего дядю, если бы брали у него интервью?

— Я бы задала ему два вопроса. Первый — «О чем ты сожалеешь?» И второй — «Почему ты ни разу не снял в кино мою маму, свою сестру?»

Как в Италии праздновали юбилей Федерико Феллини?

— Коронавирус многое отменил, но тем не менее в Cineteca Nazionale и Cineteca di Bologna прошло множество показов его фильмов в отреставрированных версиях. В Римини прямо сейчас ведутся реставрационные работы в замке Сигизмондо Малатеста, там в конце декабря будет открыт Международный музей Федерико Феллини. По крайней мере, я очень на это надеюсь.

Какой фильм Феллини вы посоветовали бы посмотреть зрителям, которые еще не открыли для себя его творчество?

— Сложный выбор. Но если речь идет только об одном фильме, тогда, конечно, «8½».

Какой итальянский фильм прошлого года вы считаете лучшим?

— Однозначно — «Предатель» с Пьерфранческо Фавино, снятый великолепным Марко Беллоккьо. Кино такого масштаба случается редко, и не только в Италии.

Что вы думаете о сравнениях Феллини и Паоло Соррентино, которые часто допускают кинокритики?

— Просто поставьте рядом, посмотрите друг за другом фильм «Великая красота» Соррентино и шедевры, созданные Maestro Cinema, как американцы называют моего дядю, — и вам всё станет ясно. Феллини — единственный. Он — сверхновая звезда, и у него нет творческих наследников. А критики могут писать что угодно.

Вы бывали в России?

— Дважды — в 1995 и 2014 годах. Очень надеюсь вернуться при первой же возможности. Я обожаю ваши музеи! В следующий раз сразу же пойду в Эрмитаж. А еще очень хочу съездить на Байкал, меня это озеро давно влечет. И если бы у меня была свободная неделя, я бы обязательно совершила путешествие по Золотому кольцу.

Вы помните, что говорил Феллини о России?

— Он всегда чувствовал себя у вас как дома. Говорил, что Россия напоминает ему родную Романью, какой он запомнил ее в детстве. А еще именно в Москве в 1963 году он получил приз Московского международного кинофестиваля за «8½». Русские всегда его обожали, как обожают и Тонино Гуэрру, его постоянного соавтора.

Вы, наверное, должны любить фильмы Андрея Тарковского.

— Я их действительно люблю. Особенно «Солярис» и «Ностальгию». Что мне особенно в них нравится, так это философское молчание режиссера. Но и другие его картины тоже мне дороги.

Как вы провели месяцы самоизоляции?

— Читала, готовила и смотрела сериалы на Netflix. То же, что и все, пожалуй.

Как вы думаете, чтобы Феллини сказал о нашем времени?

— Наша эпоха — не время для такого поэта, как Феллини. Но думаю, он нашел бы верные слова. Он всегда их находил — и в кино, и в жизни.

Федерико посредством своих фильмов учил мир мечтать. О чем мечтаете вы?

— Я должна поблагодарить его, потому что стала провидицей. И произошло это благодаря звездной пыли, которой волшебник Федерико и фея Джульетта окропили мою колыбель в день нашей первой встречи в Болонье. Тогда они стали моими крестными родителями. Он всегда говорил: «Единственный настоящий реалист — это провидец».

К его столетию я дебютировала в качестве режиссера, сняла короткометражный фильм под названием «Феллинетта». Это сказка, как бы подвешенная в воздухе между мечтой и реальностью. Она начинается с рисунка, который он сделал для меня, когда мне было пять лет. В конце года фильм можно будет увидеть на кинофестивалях.

Сергей Сычев

Источник

332


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95