В России начинается очередная реформа. На этот раз социального страхования.
Изменения готовятся глобальные. Пенсионного, фонда ОМС и ФСС не будет. Вместо них появится единый фонд социального страхования, который станет «публичным». Каждый из нас будет сам определять, сколько взносов отдавать на будущую пенсию, а сколько – на медобслуживание, оплату больничного и др. О подробностях грядущих перемен «АиФ» рассказал один из инициаторов реформы – профессор НИУ «Высшая школа экономики» Евгений Гонтмахер.
Татьяна Богданова, «АиФ»: Евгений Шлёмович, соцфонды работают, пенсии-больничные платятся, худо-бедно медпомощь по ОМС оказывается. Зачем понадобилась реформа?
Евгений Гонтмахер: Социальному страхованию в России больше 25 лет, но система так и не сложилась. Присутствуют лишь отдельные её фрагменты. В чём суть социального страхования, которое, кстати, родилось в Германии ещё в XIX в.? Это выплаты в случае возникновения разных социальных рисков, которые эквивалентны размерам взносов. Проще говоря, на сколько человек застраховался, столько он и получит в случае болезни, старости и т. д. С Пенсионным фондом это сегодня отчасти работает, небольшая зависимость будущей пенсии от заработка и взносов присутствует. А вот в системе ОМС этого нет совсем. Сколько бы вы ни зарабатывали и сколько бы за вас ни платил работодатель, все получают одинаковый набор медуслуг. Выплаты по листкам нетрудоспособности тоже ограниченны и полностью не компенсируют заболевшему человеку утраченный заработок. Персонификация как одна из важнейших частей страхования тоже отчасти присутствует лишь в ПФР, где у каждого застрахованного есть личный лицевой счёт. То же самое должно быть в других видах соцстрахования.
Что значит «Публичный» фонд?
За каждого занятого работодатель сегодня платит 30% от фонда оплаты труда. Из них 22% идут в ПФР, 5,1% – в фонд ОМС и 2,9% – в фонд соцстрахования. Почему именно столько, непонятно. Тарифы эти экономически не обоснованы и изменчивы. В ПФР сначала платили 28%, потом 20%, теперь 22%. Одно время 6% из них уходили на накопительную пенсию, но её заморозили, и теперь вновь все 22% идут на страховую пенсию. Тарифная политика сиюминутна и не нацелена на страховое покрытие рисков. Скорее она работает по принципу: сколько есть денег, столько и дадим. Причина – форма собственности средств. Они чьи: работодателя или ваши? Нет. Как только средства поступают в фонды, они превращаются в федеральную собственность. Это денежные мешки правительства, и управляет ими государство. Поэтому главное изменение, которое необходимо произвести, – разгосударствление соцстрахования. Оно должно стать автономным, саморегулируемым. Собираемые взносы должны полностью обеспечивать исполнение страховых обязательств. Вице-премьер Татьяна Голикова дала поручение Минтруду, и ведомство уже начало заниматься реорганизацией фондов, предполагающей изменение формы собственности средств с государственной на общественную, публичную. Фонды в будущем станут публично-правовыми.
– Есть эксперты, которые говорят, что это большой риск, что государство в итоге будет освобождено от выполнения соцгарантий перед гражданами.
– А что, в других странах правительство отвечает за страхование и выплаты по нему? Нет, это ответственность самоуправляемых фондов. И стимул для работодателей и работников – показывать полную зарплату и платить взносы. Это нормальная схема.
Чтобы устранить существующие недостатки, фонды надо объединить в один большой фонд социального страхования, который будет оперативно управлять всеми рисками. Можно ввести единый тариф в размере всё тех же 30% и предоставить возможность каждому человеку высказывать пожелания, как их распределить по страховым рискам. Например, кто-то больше заинтересован в пенсионном обеспечении и решит направить на пенсию 25% вместо нынешних 22%, и тогда на ОМС пойдёт меньше. А кто-то, наоборот, захочет, чтобы у него было лучше медстрахование. Это возможность выбора. Кроме того, часть этих 30% можно направить на новые виды страхования, которые пока отсутствуют. Например, от безработицы или на случай необходимости постороннего долговременного ухода в пожилом возрасте.
– Предположим, все 30% взносов я отправлю на пенсию. И что, останусь без медобслуживания, оплаты больничного, ухода в старости и остального? Или не захочу платить пенсионные взносы и останусь без страховой пенсии?
– Минимум по размерам взносов надо установить, но при этом дать некий коридор возможностей, например в 5%, которым вы сами сможете распоряжаться. Это будет ваш выбор и ваш риск.
– А что будет с теми, кто работает в тени? То, что они останутся без страховой пенсии, они уже понимают. Но после реформы они могут лишиться и бесплатного лечения?
– Я считаю, первичное звено медпомощи надо вывести из медстрахования и сделать бюджетным, чтобы оно было доступно для всех. А в ОМС оставить всё, что связано со специализированной и высокотехнологичной помощью. Тогда денег на её оказание и развитие будет намного больше. Хотите хорошее медобслуживание на высоком уровне? Страхуйтесь. И, кстати, реформа соцстрахования даст возможность людям самим осуществлять дополнительные платежи. Скажем, если человек подрабатывает репетитором, он может прийти в фонд и помимо того, что за него платит работодатель, сам за себя заплатить и застраховаться. Кроме того, каждый желающий сможет купить семейную страховку и застраховать своих близких. Сегодня такой возможности не существует.
Да, сегодня из 70 млн человек, занятых в экономике, взносы платят только 50 млн. Страховая система теряет очень много денег. Но, я считаю, с годами Единый фонд социального страхования вполне сможет выйти на самофинансирование. Федеральный бюджет будет страховать только чиновников, региональный – своих бюджетников, детей, безработных и пенсионеров. А за всех остальных заплатит работодатель, или они сами за себя внесут взносы.
Когда отменят балльную систему?
– А что будет с пенсиями? Балльную систему отменят?
– Конечно, надо отменять балльную систему и переходить на заработко-стажевую. Я лично считаю, надо больший упор делать на заработок, как это было в 2002 г.: чем больше человек зарабатывает, тем больше у него пенсия. Это логично. Выдвигаются разные предложения, как это сделать, но это отдельная тема. Как и много других прикладных вопросов, которые возникнут по ходу преобразований в социальном страховании.
– Когда начнётся реформа?
– Сначала надо изменить правовой статус фондов, сделать их публичными компаниями. Следующий этап – объединение. Создать его лучше после 2024 г. А за ближайшие годы надо решить множество технических и юридических вопросов. Предлагаемая реформа должна стать объектом открытой дискуссии с участием экспертов, политиков, широкого круга граждан, для того чтобы найти устраивающий все стороны компромисс. Только тогда можно приступить к реальным шагам.
Татьяна Богданова