В ближайшем будущем дефицит таксистов в России составит 130 тысяч человек, как результат — цены на одну из базовых услуг большого города значительно вырастут. Об этом предупредил представитель крупнейшего агрегатора такси на Восточном экономическом форуме (ВЭФ). В отрасли предлагают решать этот вопрос послаблениями в недавнем законе о такси, а между тем в соцсетях призывают смириться с откатом такси к состоянию 2000-х годов. Наши люди в булочную на такси не ездят, не надо было и привыкать.
Цифры в 130 тысяч нехватка водителей такси достигнет к концу этого года. Об этом на ВЭФ заявил директор крупного агрегатора Антон Петраков. Это может вылиться в повышение тарифов (особенно в пиковое время) на десятки процентов, подчеркнул представитель агрегатора.
Причин, по словам деятеля отрасли, две: ужесточение правил для трудовых мигрантов и новые, более строгие нормативы работы такси. В частности, речь об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика. Для полиса ОСГОП, ставшего необходимым с 1 сентября этого года, нужна лицензия на перевозку, предусмотренная прошлогодним федеральным законом о такси. А она «тянет за собой» обязательные путевые листы, предрейсовые технические и медицинские осмотры — то, что легко выполнялось в советских таксопарках или современных крупных корпоративных гаражах, но почти невозможно для самозанятых таксистов.
Стало быть, «уберизация», которая изменила рынок такси в начале 2010-х годов, де-факто свернута — и если не «ослабить гайки», легковые перевозки пассажиров снова станут премиальным сервисом, а не еще одним способом «городской мобильности», которым такси десять лет назад провозгласили городские власти.
Физически потенциальные таксисты — то есть россияне или мигранты с водительскими удостоверениями — в стране есть, хотя их стало меньше. Но, по словам Петракова, системе такси приходится «конкурировать за кадры с другими отраслями». Между тем водители охотнее переходят в менее зарегулированные сферы — такие, как доставка товаров, подчеркнул представитель агрегатора. Поэтому дефицит нарастает. «Цены... будут отличаться год к году на десятки процентов. Если эту проблему не решать, она не решится», — предупредил он.
Сам агрегатор предлагает внедрить экспериментальный — более простой для водителей — правовой режим, в частности, сделать короткие (вплоть до одной минуты) дневные полисы ОСГОП, а также перейти на удаленные предрейсовые тех- и медосмотры. А также «создать комфортные условия» для легальной работы мигрантов и помочь им оформить нужные документы.
То, что рост цен на такси достиг серьезного размаха и цены продолжат повышаться, признают и другие эксперты. Так, председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова на «круглом столе» 4 сентября предсказала, что за 2024 год тарифы вырастут примерно на 60% — на данный момент цены уже подскочили на 30% с начала года, и впереди еще аналогичный рост. «К этому надо готовиться, — констатирует Зарипова. — Не только ОСГОП тому виной. Здесь много факторов, в том числе и фактор дефицита водителей такси, и стоимость ГСМ, и стоимость автомобилей».
Полностью обязательным ОСГОП станет с 1 ноября этого года (сейчас объявлен переходный период — на оформление полиса отведено два месяца). Полис будет обязательным для всех таксистов, включенных в реестры перевозчиков, — а быть в реестре необходимо, чтобы работать с агрегаторами (по крайней мере, это так с формальной точки зрения).
При этом «откат» в отношении полисов, кажется, практически невозможен: поправки в федеральный закон введены лишь в этом году, при этом мотивированы они наведением порядка и усилением безопасности для пассажиров такси. Напомним, выплаты за ущерб имуществу пассажиров по этому полису не так уж велики, зато при тяжком вреде здоровью или гибели людей страховщик выплатит жертвам ДТП до 2 млн рублей.
Более того: пока что требования к водителям такси многие предполагают не ослабить, а, напротив, ужесточить. Так, внесенный в Госдуму законопроект вводит не только теоретический, но и практический экзамен по вождению при процедуре признания иностранных водительских удостоверений. Здесь аргументы тоже серьезные: депутаты — авторы проекта говорят о том, что в прошлом году более 30% от общего количества ДТП произошло по вине водителей-мигрантов, а число смертельных ДТП по их вине возросло на 24%.
Добавим жалобы самих таксистов на поведение пассажиров — а сейчас они звучат ничуть не реже, чем обратные, — и поймем, что в сфере легковых перевозок и правда сложилась «революционная ситуация». В самом деле, кому захочется работать в достаточно забюрократизированной отрасли, при этом выслушивать от человека с заднего сиденья вечное «понаехали» (видеосвидетельства таких перепалок — иногда мирных, иногда доходящих до поножовщины — довольно многочисленны).
Чего же ожидать? Самое вероятное, пожалуй, — постепенный переход такси в разряд «премиум-услуг» большого города. Другое дело — провинция: там такси порой действительно необходимы, ведь автобус ходит редко и далеко не везде. Но там и по сей день никто особенно не настаивает на «шашечках» — а чтобы «просто ехать», все знают телефон местного диспетчера.
Антон Размахнин