Программа 79-го Венецианского кинофестиваля, который объявит имена победителей 10 сентября, оказалась заточена на драматические взаимоотношения родителей и уже взрослых детей, получивших серьезные психологические травмы в раннем возрасте. Среди них оказалась и самая знаменитая киноблондинка Мэрилин Монро.
Фильм Эндрю Доминика по роману «Блондинка» Джойс Кэрол Оутс — почти трехчасовой байопик, рассказывающий о жизни секс-символа 1950-х. 4 августа исполнилось 60 лет со дня смерти Монро. Среди продюсеров проекта — Брэд Питт.
Все начинается с детства, когда маленькая девочка Норма (настоящее имя Мэрилин) становится невольной жертвой психически нестабильной матери, страдающей шизофренией. Отца она не знает. Только в день рождения мать преподнесет ей сюрприз в виде его фотографии. С тех пор образ отца станет сопровождать Норму всю ее короткую, оборвавшуюся в 32 года жизнь.
Зритель наблюдает за карьерой Мэрилин, начавшейся с откровенных фотографий в журналах, участия в порнофильмах, сомнительных взаимоотношений с продюсерами, которых привлекала ее красота и удивляли разговоры. Например, о Достоевском: «Серьезно? Ты его читала?» Она так и оставалась для многих глупой блондинкой. Со своим третьим мужем — драматургом Артуром Миллером, она рассуждала о чеховской Наташе из «Трех сестер».
Три ее неудачные беременности представлены в образе пластикового эмбриона, который навязчиво всплывает в страшных видениях несчастной Мэрилин. Во всей красе представлена сцена на вентиляционной решетке нью-йоркского метро, где Мэрилин стоит в белом развевающемся платье во время съемок фильма «Зуд седьмого года», собравшая тысячи зевак. Кадр этот растиражирован и воспроизводится в самых неожиданных местах, как, например, в Курске перед торговым центром. Все стереотипы и домыслы собраны воедино.
Главную роль сыграла ныне 34-летняя кубинская актриса Ана де Армас, начинавшая карьеру в Испании, а потом продолжившая ее в США. Ее выбор на роль был не так очевиден, но режиссер что-то нужное уловил, заметив в другой картине, и добился внешнего и внутреннего сходства с Монро, какой мы ее себе представляем. Актрисе пришлось девять месяцев заниматься речью, чтобы воспроизвести особенности речи своей героини.
Драматурга и интеллектуала Артура Миллера сыграл Эдриен Броуди, и тут портретное сходство более очевидно. Есть оно и у других ключевых персонажей, включая Джона Кеннеди, которого сыграл датский актер Каспар Филлпсон. Его появление почти карикатурно.
Полуобнаженный президент США лежит на кровати. В соседней комнате дежурит его охранник, читающий газету. Монро исполняет все его сексуальные желания, а Кеннеди продолжает вести важный телефонный разговор. В это время на экране появляются кадры взлетающей в космос ракеты. «Давай, детка», — подбадривает возлюбленную Кеннеди. Скептики могут опровергать вероятность такой встречи.
Монро живет в воображаемом мире, отчасти повторяя путь своей матери, погружаясь в состояние безумия. Правильно говорят: присматривайтесь к своим родителям. Их недуги и поведение когда-нибудь придут и к вам.
Тильда Суинтон, приехавшая в Венецию представлять «Вечную дочь» Джоанны Хогг, где сыграла мать и дочь, постоянно присутствующих в одном кадре, верно заметила: «Эта идея волнует многих людей. В какой степени наши матери являются нашей проекцией, и в какой мере дочери становятся ее отражением». Суинтон сыграла режиссера, приехавшего с пожилой матерью в старинный замок, чтобы написать сценарий о них двоих. Но дело не идет, пока не произойдут необратимые и таинственные события в этом чертовом местечке, словно населенном призраками.
Еще одна картина конкурсной программы, «Сын» Флориана Зеллера, продолжает заданную кураторами тему. Фильм основан на одноименной пьесе этого известного театрального драматурга и режиссера о прямо-таки древнегреческой трагедии, случившейся в одной вполне обычной семье. Из нее уходит отец, оставив еще маленького ребенка. У него другая и молодая женщина. Ничего особенного, если не знать последствий.
Главную роль отца сыграл Хью Джекман. То, что он отличный актер, мы знаем, но в роли Питера он показал себя как большой мастер. Герой и представить себе не мог, какую травму причинил малолетнему сыну. В 17 лет его психика надломлена, и это необратимый процесс. Депрессивного парня сыграл молодой актер Зен МакГрат, которому еще не хватает чисто профессиональных навыков и глубины, но типажно он безупречен.
Специально для Энтони Хопкинса, получившего «Оскар» за их предыдущий совместный фильм «Отец», Зеллер придумал роль отца Питера. В прошлом он охотник, вечно где-то пропадавший, не уделявший много времени сыну. Но и сын давал ему прикурить. Как говорят в таких случаях, твои дети отомстят за обиды, нанесенные тобой родителям.
Герой Хопкинса, кажется, и появляется на экране на несколько минут, чтобы дать взрослому сыну совет: пошли все далеко-далеко, отпусти ситуацию. Но этот номер не пройдет. Как и во многих других фильмах конкурса, в «Сыне» явь и сон настолько тесно сливаются, что иногда не понять, где вымысел, а где реальность. На многих картина произвела такое сильное впечатление, что люди побежали обнимать своих детей.
Еще один фильм, снятый другим известным театральным режиссером и драматургом Мартином Макдонахом, очень популярным в России, — «Банши Иншерина». Его фильмы «Залечь на дно в Брюгге» и «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» свидетельствуют об умении кинематографически мыслить, а это не всегда случается с театральными людьми.
Действие его новой картины происходит в 1923 году на ирландском острове, подобном тому, где провел детство сам режиссер. Природа там величественная и суровая, а ощущение такое, что все происходит в очень замкнутом пространстве. Собственно, мы видим дом героя, живущего в одной комнате с сестрой и осликом, паб, где собирается вся деревня, да берег моря. Люди живут вдали от большого мира, а там идет гражданская война, о которой напоминают только всполохи в небе. Но у них своя война.
Два друга перестают общаться без видимых причин. Просто один из них, которого сыграл Брендан Глисон, по какой-то причине не хочет общаться. А второй — Колин Фаррелл — не может это принять, пытается дойти до сути.
В ответ на каждую его попытку вторгнуться в его жизнь бывший друг отрубает себе палец. Один из них, как отрава, приведет к смерти ослика, и это гораздо сильнее тронет черствое сердце. Дуэт Глисона и Фаррелла блистательный, и разобраться они пытаются в необъяснимых вещах, очень тонких материях. Все безупречно, разве что ощущение некоторой театральной камерности не покидает, как будто мы в театре, оказавшемся на лоне природы. Такое практикуется в мире и имеет большой эффект.
Светлана Хохрякова