Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

На заре человечества: Венера палеолита

Идеал женщины в доисторическую эпоху или магический символ плодородия

Образ женщины в искусстве — настолько многогранная тема, что сравнить ее, пожалуй, можно только с самой жизнью. От истоков цивилизации и до наших дней художники, скульпторы, писатели и музыканты создают в своих произведениях некий идеал возлюбленной, само воплощение красоты.

Ей посвящают стихи и сюиты, о ней пишут романы, ее черты воплощают в камне или бронзе. И у каждого художника, вернее, у каждого мужчины этот идеал — свой, неповторимый. Это Она. Женщина. Да что там женщина — богиня!

И десятки тысяч лет назад, прячась в душной пещере от ночных хищников, наш далекий-далекий предок тоже изобразил Ее. Такой, какой он ее видел в своем воображении. Так что же собой представляют эти загадочные палеолитические Венеры?


Венера Виллендорфская

Женщина на 1000%

Речь идет о небольших фигурках, выточенных из камня или вырезанных из бивней слона (мамонта), костей различных животных. Есть среди них и произведения искусства, вылепленные из глины, а затем обожженные. Можно сказать, древнейшие в истории человечества образцы керамики. Размер этих фигурок: от 4 до 25 см. Встречаются они на местах археологических раскопок от Пиренейских до Алтайских гор. Возраст самой почтенной из признанных официальной наукой палеолитических Венер — около 35 тысяч лет.

Ученые объединили эти фигурки в общий класс, поскольку их отличает особое качество — гипертрофированная женственность. Словно доисторическому скульптору обязательно было не просто подчеркнуть половую принадлежность своего творения, а максимально ее утрировать. Большая грудь, полный живот, отчетливо выступающие ягодицы — все детали палеолитических Венер буквально «кричат» о ярко выраженной феминности.

При этом черты, не указывающие прямо на половую принадлежность, древнейшим скульптором словно бы пропущены. Так, ноги и руки этих статуэток, а также черты их лиц изображены весьма схематично, а то и вовсе проигнорированы автором. Словно они ему полностью безразличны.

Иными словами, Венера палеолита — это женщина на 1000%. Полная и дородная. Однако ни изящной, ни утонченной ее назвать нельзя. Непонятно также, была ли она красавицей, поскольку стандарты женской привлекательности в каждую эпоху свои.

Первобытное искусство

Итак, обеспечив себя пропитанием и находясь в безопасной пещере, первобытный человек стремился украсить окружающий его мир. При раскопках археологи часто находят изображения животных, нацарапанные на слоновой кости. Это не удивительно, ведь основным занятием людей в эпоху палеолита была коллективная охота на мамонтов, пещерных медведей или оленей.

Художественная деятельность первобытного человека носила синкретический характер, она еще не разделилась на виды, роды и жанры искусства. Изображения животных, например, имели прикладное или ритуально-магическое назначение.

В эпоху палеолита среди людей были распространены первобытные охотничьи верования. Вылепленные из глины фигурки животных пронзались дротиками, так имитировалось убийство настоящей добычи. В некоторых пещерах — на стенах и сводах — до наших времен сохранились изображения диких зверей и сцен охоты.

Вероятнее всего, как считают ученые, образы животных выполняли культовую, обрядовую функцию. Люди на таких наскальных рисунках встречаются гораздо реже. Чаще всего это охотники, вооруженные луками и копьями.

А вот статуэтки того времени, в основном, имитировали женские фигуры. Как, например, обнаруженная в Австрии Венера Виллендорфская, или ее французская «коллега» Венера Брассемпуйская, или немецкая Венера из Холе-Фельс. Подобные фигурки находили и российские археологи. Например, при раскопках стоянки первобытных людей неподалеку от села Гагарино Липецкой области или рядом с иркутским селом Мальта.

Мать в первую очередь

Так кто же она — Венера эпохи палеолита? На этот счет учеными высказаны десятки различных версий. Но наиболее признанным в научной среде считается предположение, что женские фигурки той эпохи олицетворяли собой идею женского плодородия и использовались в ритуальных целях.

Действительно, в непростых условиях первобытнообщинного строя женская фертильность имела принципиальное значение для выживания homo sapiens. Способность благополучно выносить потомство выражалось круглым животом статуэтки, большое количество грудного молока гарантировала крупная грудь, а выпирающие ягодицы свидетельствовали о запасе жизненных сил. Это означало, что женщина сумеет выжить и обеспечить свое потомство всем необходимым, даже в случае нехватки ресурсов.

Итак, самые древние скульпторы отражали в своем творчестве собственное представление об идеальной женщине, главный смысл жизни которой – родить много здоровых детей. Потому что племени нужны крепкие охотники-воины и будущие матери.

В этих условиях действительно не имели значения другие женские качества, столь ценимые представителями более поздних эпох: тонкие кисти рук, длинные ноги, красивые лодыжки… Даже гармоничность черт лица не имела значения.

Самая главная богиня

Олицетворяя собой идею женского плодородия, вероятнее всего, палеолитическая Венера была прообразом великой богини — Матери всего сущего.

Разумеется, в первобытную эпоху жизнь человека еще не располагала к созданию религиозных культов в современном их понимании: с местами поклонения; праздничными и ежедневными ритуалами; институтом служителей. Но это не мешало людям задумываться о происхождении мира и людей.

Обобщая собственные представления о матери, человек переносил ее образ на весь мир. И полагал, что существует некая вполне реальная женщина — прародительница всего. Из этих представлений впоследствии возник культ Богини-Матери.

Поскольку в первобытнообщинную эпоху магия, религия и искусство еще не были отделены друг от друга, фигурки палеолитических Венер, вероятно, служили людям своеобразными оберегами, гарантирующими продолжение рода. Не исключено, что они передавались из поколения в поколение, от матери к дочери, как залог благополучного материнства. Или как талисманы, защищающие женщин от злых духов, насылающих всякие болезни и беды.

В таком случае, утрата подобной фигурки могла трактоваться как потеря благосклонности Праматери рода.

С большой долей вероятности можно предположить, что одной из своеобразных наследниц палеолитических Венер является полумифическая, овеянная легендами статуя Золотой бабы, которую различные исследователи, первопроходцы и авантюристы искали на обширных пространствах от Поволжья до Енисея. Потому что, как и куда более древние фигурки, Золотая баба тоже олицетворяет собой, по мнению большинства этнографов, идею первой Богини-Матери.


Венера Леспюгская

Барби тех времен

Впрочем, нельзя исключать, что фигурки Венер палеолита создавались с весьма утилитарной целью — они служили самыми первыми куклами для девочек той эпохи. Действительно, желая чем-то занять и развлечь своих детей, родители могли изготавливать из подручных материалов подобные статуэтки.

Не стоит удивляться наготе и натуральности первобытных кукол — в ту пору одежды, как таковой, еще не существовало. И дети с самого раннего возраста видели родителей, родственников и случайно забредающих на их территорию чужаков, что называется, в костюмах Адама и Евы. Разумеется, люди могли прикрываться листьями и защищаться от холодного ветра, обернувшись в шкуры животных, но они точно не носили никакого белья и не стыдились этого.

Что касается подчеркнутости женских достоинств этих кукол, их «развратности», то и этому можно найти объяснение. Возможно, таким образом в сознание девочек внедрялась простая мысль, что они — будущие матери, в первую очередь. И хотя пропорции и формы палеолитических Венер вряд ли были достижимы для юных охотниц и собирательниц первобытнообщинного строя, почему бы не иметь перед глазами идеальный образ?

То есть, для нежной крохи, живущей в пещере среди шкур, такая кукла вполне могла являться аналогом современной Барби.

Просто порнография

Многие вполне уважаемые и авторитетные ученые придерживаются противоположной точки зрения. Они считают, что палеолитические Венеры — это самая первая в истории человечества порнографическая продукция. А их подчеркнутая сексуальность не имеет ничего общего с культом материнства. И назначение указанных фигурок – удовлетворять похотливые потребности древнейших охотников на мамонта.

Эта версия тоже имеет право на существование. Не исключено, что мигрируя за стадами животных или совершая набеги на соседние племена, мужчины были вынуждены долгое время обходиться без женского общества, а на привале они расслаблялись с помощью палеолитических Венер.

Поэтому и лица у этих статуэток никак не обозначены, каждый охотник во время мастурбации воображал именно свою возлюбленную.

Кроме того, существует версия, что во многих первобытных племенах мужчины и женщины большую часть времени даже проживали отдельными сообществами, встречаясь лишь время от времени — для продолжения рода или совершения каких-либо ежегодных ритуалов, вроде обряда инициации для подростков.

Эволюция женского образа

Какую бы функцию не исполняли палеолитические Венеры в жизни первобытных обществ, не секрет, что они представляют собой самую первую попытку отражения женского образа в художественной культуре человечества.

Позднее, в эпоху мезолита они отошли на второй план, уступив свое место более проработанным и детализированным изображениям женщин, вместе с тем, более «скромным», без откровенного утрирования феминности. Это неудивительно, менялась эпоха, условия жизни становились более приемлемыми для людей, развивалась и сфера материальной культуры.

В меняющемся мире творческие натуры и общество в целом уже по-другому оценивали женщин, хотя продолжение рода по вполне объективным причинам до сих пор считается главной жизненной задачей представительниц прекрасного пола.


Одна из возможных реконструкций прижизненного облика Венеры Брассампуйской

От эпохи к эпохе

Древний Египет, Античный мир, Средневековье, Ренессанс, Новое время — каждый народ и эпоха дают человечеству свой, особый взгляд на женщину.

Статуи Древнего Египта поражают исследователей удивительным мастерством скульпторов, реалистичным и вместе с тем идеализированным изображением правительниц и богинь. Простых египтянок искусство строителей пирамид обходит стороной.

В Древней Греции и Римской империи мы наблюдаем настоящий расцвет скульптуры. Причем, хотя художники и вдохновляются образами античных богинь, в их работах, в первую очередь, отмечается поклонение именно красоте женского тела.

Затем следует Средневековье с его устремленностью к победе духа над плотью. И образ женщины становится исключительно целомудренным. В храмовой скульптуре отражается идея материнства, лишенного даже намека на секс. На стенах готических соборов возникают образы святых покровительниц, которые воплощают в себе идею помощи и заступничества за весь народ (как бы матери для всех верующих).

Ренессанс стал временем своеобразного культурного пробуждения, когда европейские скульпторы вернули образу женщины сексуальность, переосмысленную с позиций своего времени. Черпая вдохновение у античных коллег, мастера эпохи Возрождения воспевали идею вполне себе земного материнства.

Реализм, импрессионизм, футуризм — каждое из этих направлений искусства имеет собственное представление об идеале женщины. Переосмысление ее образа в искусстве идет рука об руку с изменениями, происходящими в общественном сознании.

Так кем же была палеолитическая Венера в руке первого в истории человечества мастера скульптуры? Создавалась ли эта фигурка для поклонения или развлечения? Имела ли она обрядовый, ритуальный смысл? А может, она должна была охранять женщин рода от различных напастей, служа чем-то вроде оберега от злых духов? Вряд ли мы когда-нибудь узнаем точный ответ на этот вопрос, но факт остается фактом: именно с этих грубовато выполненных фигурок началось развитие как искусства скульптуры, так и художественной культуры человечества, в целом.

Орынганым Танатарова

343


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95