Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

На заре человечества: танец шамана у костра

Истоки возникновения хореографии, музыки и поэзии

Каждый из нас легко перечислит, как минимум, нескольких своих знакомых, которых можно назвать одарёнными. Это не удивительно, многие люди прекрасно поют, зажигательно танцуют, а некоторые ещё и сочиняют проникновенные стихи. Современное общество поощряет таланты. Им нередко аплодируют, дарят цветы, у них просят автографы. И мало кто догадывается, что своими корнями подобное творчество уходит… в первобытную магию.


Франсиско Гойя. Шабаш ведьм. 17971798

Да-да. Именно танец шамана у вечернего костра, во время которого он речитативом напевал заклинания под ритм бубна, считается родоначальником сразу нескольких видов современного искусства. Давайте разберемся, так ли это на самом деле?

Человек — сам себе маг

Как предполагает современная наука, изначально в немногочисленных группах охотников-собирателей не было разделения на воинов, шаманов, вождей и остальных членов общества. Каждый делал всё, что мог, ради выживания и продолжения рода. Будни наших далеких предков были наполнены борьбой с врагами и хищниками, голодом и холодом.

В такой ситуации, когда опасность подстерегает на каждом шагу, человек неизбежно становился суеверным. Ему было важно обрести внутреннюю уверенность в том, что он не станет завтраком леопарда или ужином крокодила, сможет подстрелить из лука быстроногую лань или хотя бы найти достаточно съедобных кореньев.

Кто же может помочь первобытному охотнику или собирательнице? Конечно же, духи ветра, воды, гор, деревьев, огня или покойных предков. Не отделяя себя от окружающего мира, люди одушевляли стихии, объекты как живой, так и неживой природы, а также орудия охоты: копья, луки, стрелы и тому подобное.

Желая заручиться поддержкой этих духов, человек стал совершать самые первые в истории ритуалы, которые должны были, как он думал, помочь в такой непростой первобытной жизни.

Первая огнепоклонница

Вряд ли самые первые магические действия человека хоть отдалённо напоминали камлания современных шаманов с их сложной атрибутикой и медитативными техниками. Во времена палеолита не было ни специальных костюмов, ни особых инструментов, ни вековых традиций, передаваемых из поколения в поколение.

Просто однажды женщина заметила, что случайно уронила вечером в костер кусочек шкуры жирафа, а на следующий день ее муж с братьями принесли с охоты тушу этого животного. Первобытным сознанием огонь сам по себе воспринимался как нечто живое, ведь он растёт и питается, словно любой организм. А значит, дух огня отблагодарил людей за вкусное подношение в виде кусочка шкуры, посодействовав удачной охоте.

Желая повторения плотной трапезы, первобытная собирательница начала «кормить» огонь тем, что ему, по мнению этой женщины, могло прийтись по вкусу: кусочками шкур, рыбьими косточками, семенами растений и даже украшениями, сделанными из древесины.

И все последующие случаи успешной охоты самая первая шаманка объясняла не ловкостью и умелостью собственного мужа, не сезонной миграцией дичи, а именно своими отношениями с духом огня.

Не исключено, что многие люди могли в это поверить. И также, желая заручиться поддержкой духов, совершать те или иные действия, согласно собственным представлениям об их мире.

Заклинатель ветра

Любой современный лучник подтвердит, что полёт стрелы во многом зависит от ветра. Но если для спортсмена случайный порыв воздушной стихии может стоить места на пьедестале почёта, то для древнейшего охотника небольшой промах мог иметь более драматичные последствия. Или растопчет разъяренный раненый вепрь, или умчится целое стадо антилоп, или притаившийся в ближайших зарослях враг успеет выпустить свою стрелу. Можно остаться не только без ужина, но и самому превратиться в жертву.

Как же обеспечить удачу? Надо задобрить дух ветра, никак иначе. А что любит этот странный дух? Если с огнем все понятно — корми его чем-то угодным, то как заручиться поддержкой воздушной стихии?


Шаман в Сибири. Рисунок Н. Витсена

Неизвестно, кто именно первым решил, что ветер может любить ритмичные или необычные звуки. Но однажды некий охотник попытался «договориться» с этим капризным и переменчивым духом, чтобы он помогал стрелам попадать точно в цель, разить врагов и добычу. А договариваться с ветром надо на его языке — через завывания, свист или ритмично-мелодичные вздохи-выдохи.

Со временем к этим звукам добавились первые музыкальные инструменты — барабаны и бубны, чтобы уж точно получилось донести до духов природы человеческие просьбы.

Защити меня, амулет

Нетрудно догадаться, что рыболовы пытались добиться расположения духов реки, бросая в воду различные подношения. А жители джунглей заклинали духов леса. Им оставляли подношения в особенных местах: на приметной поляне, возле камня необычной формы или у обугленного дерева, в которое попала молния.

Однако у духов искали не только поддержки, но и защиты. С этой целью изготавливались самые первые амулеты, которые должны были отпугнуть врагов. Многие охотники носили при себе волчьи клыки, когти пантеры или перья хищной птицы. Затем им на смену постепенно пришли изготовленные из дерева или из камня фигурки магических защитников.

Конечно, у охотников были свои талисманы, у рыболовов — другие, у собирательниц — третьи. Со временем появились фигурки, которым приписывались особые свойства, такие как охрана здоровья, гарантия женского или мужского плодородия.

Поначалу изготовлением амулетов мог заниматься любой человек, но со временем это ответственное дело стало прерогативой особого специалиста.

Кто будет шаманом?

Если на заре цивилизации каждый человек мог быть сам себе шаманом, то со временем в первобытных сообществах эту функцию стал исполнять особый специалист. Вероятно, сперва заклинанием духов занимался, например, раненый охотник, который некоторое время не мог участвовать в походах за добычей. Или хромая женщина, поскольку от нее было не много пользы на сборе фруктов и ягод.

Особенности организма, вроде горба, родимого пятна или заячьей губы, также могли вызвать в сознании людей мысли, что данный индивид как-то отмечен духами. А значит, именно он должен стать шаманом.

Постепенно искусство заклинания духов развивалось. И, как часто бывает среди людей, секреты мастерства стали передаваться по наследству. Потомственные шаманы довольно быстро обзавелись подобающими одеяниями, атрибутами, инструментами и соответствующим антуражем. Они научились эффектно стучать в бубны, мелодично напевать заклинания, многие из которых были сочинены их предками, при этом исполняя у вечернего костра особые ритуальные пляски.

На это действо, разумеется, часто собиралось все племя. Поскольку никаких других вариантов досуга попросту не было.

Танец как магия

Как именно зародилось древнее искусство танца, сейчас уже вряд ли можно сказать точно. Но многие ученые предполагают, что оно возникло именно из ритуальных плясок, исполняемых шаманом или даже всем племенем у вечернего костра, на котором жарилась добытая за день дичь.

Ритмично двигаясь под громкий звук бубна или барабана, человек впадал в особое медитативное состояние, аналогичное трансу, возникающему при гипнотическом воздействии на сознание. В таком состоянии, как полагали древние люди, можно приоткрыть завесу в мир духов и общаться с ними ради достижения какой-то конкретной утилитарной цели, такой как успешная охота, победа над врагом или удача в любви.

Вероятно, люди могли связывать достижение поставленной цели с тем, насколько «правильно» и хорошо танцевал заклинатель духов. Если на следующий день охотники приходили с богатой добычей, значит, шаман всё сделал безукоризненно. А если нет, то ему следует поработать над пластикой, иначе его место займет кто-то другой.

Ну, чем не современные фанаты, готовые легко забыть прежнего кумира, стоит только появиться новому таланту?

Автор заклинания

Впрочем, шаман должен был не только правильно танцевать, но и знать тайные, верные слова, чтобы его заклинания сразу же убеждали духов, настраивали их на позитивный лад. Разумеется, слова эти должны отличаться от повседневной речи. Они должны иметь ритмический лад, гармонировать со звуками бубна.

Судя по всему, именно шаманы стали сочинять первые в истории человечества стихи. Одни из них были более талантливы, другие — менее, но для почитателей литературных дарований первобытной эпохи имели значение не образность языка и наличие аллитераций, а производимый данными заклинаниями магический эффект.


Алтайская шаманка с бубном

Сочетания слов, показавшиеся наиболее успешными и действенными, запоминались шаманами и передавались их детям или ученикам в виде тайного знания. Со временем эти заклинания обросли историей и действительно стали обладать особой ценностью, по крайней мере, исторической.

Однако не все люди, родившиеся с литературным даром, становились шаманами. От них и пошла вся наша словесность.

Музыкант и певец

Точно так же, как поэзия, из ритуального камлания с ударными инструментами могла произойти и музыка. Понаблюдав за «выступлением» шамана, люди пытались воспроизвести понравившиеся им звуки, отдыхая в пещере после охоты. Они изготавливали простые ударные инструменты и напевали самые первые в истории песенки, еще не имеющие куплетов и припевов в их современном понимании.

Разумеется, подобное музыкальное творчество не воспринималось еще как отдельная профессия. Не было ни концертных залов, ни филармоний, ни консерваторий. Но талантливые люди, от природы наделенные слухом и голосом, начали развивать эту сферу искусства.

Можно предположить, что сладкоголосый парень мог привлечь внимание симпатичных девушек, а хорошая певица — получить подарки от суровых охотников. Чем не повод совершенствовать свое мастерство?

Лицедей или оборотень

Не исключено, что актёрское искусство изначально также имело магическое происхождение. Первобытные люди могли разыгрывать ритуальные сценки, изображающие охоту. Одни охотники «перевоплощались» в хищников, нацепив на себя шкуры леопардов или львов, другие изображали антилоп, зебр или даже пеликанов. Первые лицедеи надеялись, что разыгранная ими сценка воплотится в реальности, и им будет сопутствовать удача на охоте.

То есть, условно «пойманная» дичь волшебным образом превратится в настоящую.

Желая обрести способности и силу хищников, некоторые люди и на охоту шли в образах гепардов, орлов, крокодилов. Они настолько верили в свое перевоплощение, что считали себя наполовину животными или птицами.

Если вдуматься, лицедейство и оборотничество — две стороны одной медали, поскольку актёр тоже символически превращается в кого-то другого.

О природе исполнительских видов искусства можно спорить бесконечно. Но нет никаких сомнений, что их происхождение тесно переплетено с магией.

Впрочем, современный шаман, также как и его древние предки, камлает с бубном у костра, разожженного на берегу озера. Он заклинает духов земли, огня, воздуха и воды, а за этим действом наблюдает Молодая Луна. И все виды искусства снова едины. И это магия.

Орынганым Танатарова

239


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95