Славный городок Моршанск расположен на живописной реке под названием Цна. Здесь, словно в фокусе, сошлись все проблемы нашего времени. Практически прекратили работу градообразующие предприятия советского периода, то, что прославило этот город в прошлом, уничтожено и разбазарено.
А ведь моршанские купцы имели своё отделение на лондонской торговой бирже, заваливая Европу дешёвой российской сельхозпродукцией. Какой российский райцентр сейчас может похвастаться чем-нибудь подобным?! Да ему сейчас на прилавки какого-нибудь сетевого монстра просто не пробиться!
Здесь был один из центров старообрядчества, водились и вовсе экзотические секты скопцов. Моршанские скопцы своими несметными богатствами привлекли внимание знаменитых российских писателей. «Чины следственной власти и прокуратуры считали деньги три дня, и, насчитав, наконец, 18 миллионов, больше считать не стали, а запечатали всё остальное в мешках и сложив эти мешки в кладовую, которую тоже опечатали…» Это не из протоколов обысков на квартирах деятелей «Оборонсервиса», а отрывок из репортажа автора «Блохи» Николая Лескова о деле моршанского купца Плотицына.
От этого прошлого остались лишь старинные купеческие дома да великолепный Троицкий собор, способный вместить шесть тысяч человек. Он возвышается над городом как символ всего того, что пришлось ему пережить. Когда-то поражавший воображение современников, собор в советское время служил складом для ветоши камвольно-суконного комбината, или «Суконки», как зовут его горожане. Сейчас храм понемногу возрождается.
Коренной моршанец Илья Николотов знает здесь каждый дом. Он предприниматель, директор и владелец ООО «Моршанское АТП».
Возникло это предприятие на базе бывшего ПАТП – пассажирского автотранспортного предприятия. Бизнес этот не самый прибыльный. Вот уже шесть лет прошло с тех пор, как Николотов принял развалившееся предприятие в стадии банкротства и пытается удержать его на плаву. А это означает работу и средства существования для десятков сотрудников и членов их семей, а для тысяч горожан – возможность добраться по доступной цене до любой точки города, района и области.
С огромным трудом Николотову удалось отстоять здание и территорию от «раскрепощённых менеджеров», которые устроили бы там очередную барахолку. Но наследство досталось тяжёлое. В хлам убитый автопарк, работники, которые за эти смутные годы столь прониклись лагерно-либеральными ценностями, что нещадно воровали всё: от выручки за поездки до топлива.
Николотов собрал людей и сказал, что сделает всё, чтобы предприятие сохранилось.
– Но мне нужны честные работники. Ворам здесь места не будет.
И предложил такое, о чём до сих пор ходит немало разговоров в Моршанске. Решил проверять шофёров, кондукторов, инженеров на… детекторе лжи.
Было возмущение, были письма протеста во все инстанции, была даже забастовка. Но молодой руководитель не сдавался.
– Если мы не искореним воровство, нас ждёт банкротство, которого мы с таким трудом избежали. Я не вижу другого способа. И если вы честно работаете, то чего вам бояться?
Кто-то сразу написал заявление об уходе, кому-то пришлось уволиться после первой же проверки на полиграфе. Но, как оказалось, остались действительно честные, работящие люди. Результат удивил всех – выручка возросла чуть ли не вдвое.
А в конце года лучшие водители получили награды. Главный подарок – автомобиль «жигули». Кто-то в столице усмехнётся: мол, подумаешь, вручили работяге отечественные «жигули». Но для работников небольшого предприятия в небольшом городке это оказалось очень значимым делом.
Ловлю себя на мысли, что вот впадаю в тональность советских производственных очерков. Но вот это ощущение команды, эта, пусть хрупкая, уверенность в завтрашнем дне в условиях провинциального городка, обречённого нашей сырьевой экономикой на исчезновение, о чём прямо заявляют высоколобые экономисты, стоит очень дорого.
И уже шесть лет сохраняется эта традиция, хотя в наших условиях пассажирские перевозки заведомо убыточны. Огромная административная нагрузка, неохватная «вертикаль власти», стоящая над теми, кто пытается что-то делать… Комфортно в такой ситуации чувствуют себя лишь «дикие» и «полудикие» перевозчики, нарушающие все правила, не платящие налоги. Когда предприниматель работает честно и цивилизованно, его, как муравьи, облепляют бесчисленные чиновники из всевозможных инспекций и контролирующих органов.
Выход один – повышать цену за проезд, но она ограничена платёжеспособностью населения. Есть ещё один выход – кредиты. Но ведь их надо возвращать, да ещё с процентами…
В 90-х годах здесь безоглядно крушили всё советское. Сейчас пришло некое осмысление, понимание, что наступает время собирать камни. У прежнего ПАТП, обычного советского предприятия, был необычный директор – Герой Советского Союза Бореев. Николотов с единомышленниками рядом со зданием АТП установил его бюст. Сейчас памятник вместе с мемориалом павшим воинам стал одним из центров патриотического воспитания в Моршанске. Здесь ученики подшефной школы – вспоминаете забытое словосочетание? – собираются в День Победы. У АТП свой гимн, свои награды, своё знамя. Есть даже своя газета.
– Я – моршанец. Люблю свой город, просто потому, что это мой город. Ведь родину и родителей не выбирают. Вот и хочу, чтобы жизнь здесь хоть как-то наладилась, чтобы меня люди вспоминали добром.
Примерно так объяснял Илья Николотов, почему столько сил отдаёт работе. Сегодня мы не верим в высокие слова и даже в реальные дела. Зато гоним газ по южным и северным потокам, а в родном городке не находим средств для открытия простой газозаправочной станции…
Я уезжал из Моршанска прекрасным зимним утром. Купол собора долго виднелся над туманной панорамой. Обычный городок, обычные люди. Дай Бог выстоять им в эти сложные годы, не сломаться, не опуститься.
Георгий ПОПОВ