Материнство пламенными
вспышками высвечивает вопросы,
охватывающие все области жизни
внешнего и духовного мира.Януш Корчак
Опять тройка! У Егора в этом году первая тройка. Без троек, конечно, скучно учиться. Меня удивил тот факт, что тройка получена по физике за ответ на уроке. Эту информацию я увидела на школьном портале. Стоит отметить, что там я теперь имею статус «родитель», хотя не так давно была «мать».
Школьный портал
Физика — предмет, который мой сын усердно штудирует в заочной физико-технической школе параллельно с альма-матер вот уже второй год. За прошлый учебный год по данной дисциплине у него твёрдая пятерка и в той, и в другой школах. Естественно, у меня возник вопрос, почему так вышло. Решила провести небольшое расследование.
Начну с самого начала. 31 августа от классного руководителя в общий чат родителей пришло сообщение примерно следующего содержания: «Добрый день, уважаемые родители! Ваш новый классный руководитель такая-то. Желаю успехов!» Всё! Наш 9 «В» был её первым подопечным классом и, кажется, последним. Позже выяснилось, что прежний классный руководитель перевелась в другую школу на должность завуча.
Она вела ребят с пятого класса: преподавала им алгебру, геометрию и физику. Эти три предмета из четырёх (двух обязательных и двух необязательных), которые Егор планирует сдавать в этом году на основном государственном экзамене (ОГЭ). Как известно, девятый класс — выпускной. Кроме того, классный руководитель была ещё и куратором работы Егора по физике, которую он выбрал для написания и защиты в девятом классе. В тот же день я узнала, что и директор школы покинул свой пост.
Таким образом, у Егора изменился директор школы, классный руководитель, соответственно куратор его работы, учитель по алгебре и геометрии и учитель по физике. Не прошло и недели с начала учебного года, как сын заболел. За ним заболели и малыши. Не успев выйти после болезни, он получил тройку по физике.
Первым делом я выслушала версию произошедшего от Егора, который коротко сообщил:
— Мам, я запутался, потому что переволновался. Допустил три ошибки в решении задачи. И вообще, мне надоело быть умным!
Своим честным ответом он напомнил мне одного из героев «Денискиных рассказов» Виктора Драгунского, который решил для себя, что если уж он плохой, то будет плохим до конца.
Как странно, подумала я, сейчас для его четырёхлетнего братишки важно быть умным. Петя то и дело спрашивает меня:
— Мама, я умный?!
Почему же в пятнадцать лет происходит душевный разлад?
В такие моменты я обращаюсь к Янушу Корчаку. Он не сомневался, что «эти перемены зависят от процесса роста, некоторое представление о котором дают объективные беспристрастные инструменты: весы и ростомер». Егор за последний год очень заметно прибавил в росте, обогнав по этому показателю даже папу.
Мне кажется, будет время, когда весы, ростомеры, а может, ещё и другие изобретённые человеческим гением инструменты станут сейсмографом скрытых сил организма, позволят не только распознавать, но и предвидеть.
Януш Корчак
Существует тесная связь между физическими и психическими изменениями, на которую указывает Януш Корчак. В моменты активного роста дети ни с того ни с сего становятся «ленивыми, неловкими, сонными, капризными, раздражительными, дерзкими, лживыми…». Чтобы снова обрести равновесие, им просто нужно время.
Для объективности своего «расследования» я написала новому учителю физики сообщение на школьном портале с просьбой пояснить, только ли большой пропуск в занятиях являлся причиной неудовлетворительного ответа сына (хотя подспудно я уже знала, в чём проблема). Ответ учителя подтвердил мою догадку.
У Егора уже так было в седьмом классе. Он, разволновавшись при ответе на уроке по технологии, получил первую тройку.
Пятый класс тоже ознаменовывается большими переменами и новыми учителями, которые порой даже не подозревают, какое влияние они оказывают на таких восприимчивых детей, как Егор. Приведу конкретный пример из нашей жизни.
В пятом классе появляются преподаватели-предметники. Был период, когда мой одиннадцатилетний сынишка под впечатлением от радикальных изменений в школьной жизни постоянно ходил за мной и не только (бабушки подтвердят) и с удивительным упорством показывал на своём телефоне фотографии разных учителей его школы крупным планом.
Этим дело не заканчивалось — затем мы должны были сдать «зачёт» по этим героям (хорошо, что без оценки). После неоднократного показа поневоле запомнили, как кого зовут и начали в итоге отвечать верно. Кроме имён, отчеств и фамилий всех учителей школы Егор выучил и другие их данные (возраст, предмет, который они преподают, номер их кабинета, в какую смену работают). Как только все учителя были изучены досконально, сын успокоился.
Вспоминается высказывание китайского мыслителя и философа Конфуция:
Самое страшное проклятие — жить в эпоху перемен.
Для Егора оно особенно актуально. Резкие перемены вызывают в моем ребёнке стресс. Для адаптации к изменениям старшему сыну всегда требуется чуть больше времени — так повелось с раннего детства.
Я пришла к выводу, что у Егора произошла «накладка»: необходимость адаптации к физическим изменениям в теле и одновременно к внезапным переменам в школе. Нисколько не сомневаюсь, что пройдёт немного времени, сын исправится. И фраза героя Калягина из фильма Никиты Михалкова «Раба любви»: «Надоело быть умным, надоело!» — забудется.
Знаю семьи, в которых ценностью считается умение быстро адаптироваться к меняющимся условиям. Они часто переезжают на новые места жительства, их дети переходят в новые школы. Выходить из зоны комфорта — для них привычное дело. Но есть и такие, как мы. Хочется верить, что для большинства людей размеренная жизнь, где время — союзник, а не враг, ещё не стала непозволительной роскошью.
Мария Кулыванова