От домашних заданий сплошное расстройство. Прежде всего тем родителям, которые считают своим долгом делать уроки вместе с детьми. Они же не могут оставить ребенка тонуть в одиночку в море упражнений и параграфов! В социальных сетях к декабрю стон стоит:
«Каждый раз, когда сажусь делать домашнее задание с ребенком, недоумеваю, кто утверждал школьную программу, - возмущается Ирина, мама второклассника. - Кто-нибудь из них пробовал прорешать домашку на один день и посчитать затраченное на уроки время? По факту мы ежедневно высиживаем более трех часов над заданиями. На сегодня задано 2 листа по русскому языку, 2 листа по математике, 3 листа чтения, 3 листа по окружающему миру. И это обычная школа, не лицей!»
И чем старше ребенок, тем больше нагрузка:
«У нас физико-математический лицей, 6-й класс, - пишут читатели «КП». - Десять часов - это минимум, который уходит на домашнюю работу только в выходные. В воскресенье делаем все, что возможно, на всю неделю вперед. Так как в течение недели можно успеть только уроки на завтра. В музыкальной школе, кстати, задания тоже нехилые, если заниматься как надо. Можно, конечно, наплевать на все секции-кружки, но кто в итоге вырастет? Или же выполнять задания спустя рукава, но это неприемлемо!»
Но есть ли толк от домашнего задания, которое дается таким трудом?
«Почему я не ругаю сына за эту тройку? Потому что это неадекватно - ставить тройку за две ошибки, - делится мнением другая родительница, Татьяна. - Да, написано неаккуратно. Но после восьми задач по математике, пяти вопросов по окружающему миру и презентации по чтению мне на это уже наплевать! К концу вечера я вообще уже готова сама все за ребенка написать».
|
Вот представьте сами. До полуночи просидели за математикой. Русский язык ребенок вообще делал в бессознательном состоянии, переругались всей семьей до шестого колена. А тут вам двойка - неаккуратно учительнице, видите ли. Держите меня семеро, как говорится.
В таких условиях домашнее задание превращается в профанацию. Успеть все невозможно. Не сделать или сделать все кое-как - получишь двойку. А если их взять и отменить?
ЧТО В ИТОГЕ
Какой можно сделать вывод из всего этого? Оставьте ребенка разбираться с задачами самостоятельно. Родительская помощь в сложных случаях - это одно, а совместное решение упражнений - совсем другое.
И берите на вооружение выдержку из Санитарных норм и правил: «Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах в день):
2 и 3-й классы - 1,5 часа,
4 и 5-й классы - 2 часа,
6 - 8-й классы - 2,5 часа,
9 - 11-й классы - до 3,5.
А КАК У НИХ
Больше - не значит лучше
Есть международные исследования, которые показывают, сколько часов в неделю тратят дети на домашку в разных странах (см. таблицу). Наши, помимо школы, высиживают над задачами по десять часов в неделю! А ведь есть еще кружки, курсы и факультативы, которые мы вообще в расчет не берем. Если посчитать все вместе, будет 52 часа в неделю - на 12 часов больше, чем положено взрослым по закону! Неудивительно, что в свободную минутку ребенок не хочет никуда бежать, а лишь мечтает посидеть овощем у компьютера.
А вот финские дети вообще не в курсе, как это - просиживать штаны до дыр за задачами. У них на все про все уходит три часа в неделю. У корейских детей - 3,5 часа в неделю. А по рейтингам эти две страны лучшие в мире по образованию!
Более того, есть конкретные исследования, которые показывают: количество домашней работы вообще не влияет на результат. Профессор Университета Пенсильвании Джеральд ЛеТендр десять лет изучал, как влияет домашняя работа на успеваемость учеников в разных странах. Он поднял результаты международного исследования TIMSS 2011 года, которое оценивает математические способности школьников 59 стран мира.
Так вот, дети из Алжира, Кувейта и Марокко корпят дома над учебниками по много часов. Но математическими достижениями не блещут. В Нидерландах без домашки живет каждый пятый ученик. И 12-е место в рейтинге образования у страны в кармане. А у России только 10-е, притом что задачи на дом решают всей семьей до первых петухов.
|
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
Родительство становится профессией
Ярослав КОРОБАТОВ
«А вот с нами никто не занимался, - скажете вы, - а выросли не дурнее других!» Это так. Но нынешние дети отличаются от нас даже на уровне физиологии. Волна акселерации себя исчерпала. Дети позже взрослеют - это медицинский факт.
Да, нагрузки в школе выросли, тут никто не спорит. Но и мир не стоит на месте. И чтобы выиграть войну умов и технологий, приходится усложнять программу обучения. Ребенок без поддержки может и не справиться.
Пример из области спорта: Харламов пришел в спортшколу в 14 лет и стал звездой хоккея. Сегодня его бы никто на порог не пустил. Потому что дети начинают заниматься хоккеем с 5 лет, конкуренция выросла, звездами становятся те, чьи родители полностью посвятили себя своему чаду. Так же и в обычной школе. Родительство становится профессией. Конечно, не надо делать уроки ЗА ребенка. Надо делать уроки ВМЕСТЕ. Я лично так и поступаю. другое мнение
ВЗГЛЯД с 6-го ЭТАЖА
Оставьте ребенку время на ничегонеделание
Александр МИЛКУС, редактор отдела образования «КП»
Десять часов в неделю на домашку минимум? Любой учитель скажет вам, что этого даже мало. Лучше больше. А почему?
Учителя так сразу и не признаются, но на самом деле они вынуждены загружать детей сверх меры. Школьная программа такая насыщенная (а во многом перенасыщенная), что ее часть приходится переносить на самообучение - не успевают они все пройти на уроке. Родители, которые в свое время не корпели над такими объемами, жалуются.
Получается, надо разгружать школьную программу. А вместо этого в нее все ведомства норовят впихнуть новые предметы - то финансовую грамотность, то дополнительную физкультуру, то начальную военную подготовку. Но быстро решить эту проблему не получится. Так что же делать?
Счастье, что наши дети по большей части существа саморегулирующиеся. И если они задания по каким-то предметам делают спустя рукава, просто не мучайте их. Пусть передохнут.
Как утверждают психологи, у школьника должно быть по меньшей мере два часа в день, когда он ничего не делает: гуляет, смотрит в окно, гоняет в футбол. Это своеобразное время разгрузки. Сами посудите - смогли бы вы, взрослые, в своем нынешнем возрасте прийти в школу в 8.30 утра, отсидеть уроки, а каждый по новому предмету и на него еще надо переключиться, и решить кучу важных вопросов на переменах. А потом еще вечером, когда хочется посмотреть телевизор или завалиться на диван с книжкой, делать домашние задания. Просто оставьте им время для ничегонеделания.
Ксения КОНЮХОВА, Ярослав КОРОБАТОВ, Александр МИЛКУС