Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Намордник для телезрителя

Юрий Чехонадский

На канале «Культура» был показан фильм к 100-летию Александра Казанцева — ярчайшего представителя классической советской фантастики. В фильме приняли участие космонавт Г. Гречко, писатель Ч. Гусейнов, гроссмейстер Ю. Авербах, сын писателя Н. Казанцев.

Каждое его произведение — это нечто необычное, — так охарактеризовал творчество этого замечательного человека Авербах. — Без фантазии нет науки. Научная фантастика — это мечта, направленная в будущее«, — говорил Казанцев. До последних своих дней (писатель не дожил до юбилея четыре года) он был одержим жаждой творчества. У Казанцева не было боязни взять на себя инициативу: от «электрической пушки» и «сухопутной торпеды» до идеи контактов с внеземными цивилизациями, от «Арктического моста» и Тунгусского метеорита, который, по его мнению, был потерпевшим катастрофу космическим кораблём инопланетян, до разработки теории о «параллельных мирах». Его творчество оценивают по-разному. Но не стоит ли отдать должное писателю хотя бы за то, что он ввёл в русский язык слова «инопланетяне» и «вертолёт»? И не публикация ли его первого романа «Пылающий остров», который в 1940—1941 годах печатала газета «Пионерская правда», проложила путь ошеломляющему успеху печатавшимся здесь же в 1957 году «Пленникам железной звезды» из «Туманности Андромеды» И. Ефремова? А созданной на «Центрнаучфильме» П. Клушанцевым «Планете бурь» мог бы позавидовать Голливуд! «Невероятное растрогать неспособно, пусть правда выглядит правдоподобно», такую фразу Буало А. Казанцев взял эпиграфом к одному из своих произведений…

«Телевидение без литературы не может существовать», — отметил режиссёр Леонид Пчёлкин в документальном фильме, где было рассказано о таком явлении, как телетеатр. Мы тогда как-то не осознавали, но в советское время ежегодно создавалось пятьдесят два телевизионных спектакля по русской и зарубежной классике, где были заняты самые лучшие актёры. То есть раз в неделю зритель мог увидеть спектакль по произведениям А. Пушкина, А. Чехова, В. Шукшина, Д. Лондона и т.д.

В подтверждение этому на канале «Культура» прошёл цикл программ «Телетеатр. Классика». В него вошли более двадцати передач, посвящённых режиссёрам, работавшим в жанре телевизионного театра: это Анатолий Эфрос, Михаил Козаков, Александр Прошкин, Сергей Евлахишвили, Павел Резников… Прозвучало мнение о том, что «телевизионный театр — особый вид искусства». Так, Виктор Рыжков, «певец русской темы», работавший в основном с актёрами Малого театра, «не бросался ни в какие эксперименты, верил в реалистическое искусство», ибо «телевизионный театр не стремился к рейтингам». Рыжков поставил «Беседы при ясной луне», «Барсуки», «Растеряеву улицу», «Дети Ванюшина», пьесы А. Островского… А Александр Белинский создал на ТВ более двухсот спектаклей! Открыватель жанра «телевизионный балет», он поставил А. Куприна, К. Гольдони, Б. Шоу, И. Гончарова, Ю. Тынянова, И. Ильфа и Е. Петрова… Ольга Кознова, Марк Розовский, Геннадий Павлов, Пётр Фоменко, Константин Худяков и другие, работавшие в жанре телевизионного театра, создали столько значительных работ, что одно перечисление их может вызвать удивление: М. Зощенко, Ю. Домбровский, В. Белов, Э. Межелайтис, М. Булгаков, А. Солженицын, Н. Гоголь, А. Куприн, М. Салтыков-Щедрин, У. Шекспир, Б. Шоу, Г. Запольская, О. Заградник… А играли в этих спектаклях самые лучшие наши актёры — от О. Аросевой и А. Грибова до С. Юрского и М. Яншина. Что же произошло, куда всё это делось?

Фоменко выразился кратко: «С нас сняли намордник: заменили намордник идеологический — экономическим». Белинский привёл такое наблюдение: «Раньше артисты спрашивали: «Что играть»? Затем: «Сколько времени это займёт»? А теперь: «А сколько? (в смысле — нам заплатят?). Поэтому кончились не только мы, но и они». За судьбу телетеатра переживают и актёры, и режиссёры. Ольга Аросева: «Сейчас мало практики, когда ТВ создаёт свои спектакли. Канал „Культура“ должен был бы продолжить это». Михаил Державин: «Телевизор приобщил меня к искусству» (будущий актёр смотрел спектакли на крошечном экране КВН). «Молодые люди не знают, кто такие Островский, Чехов, идут сплошные сериалы». Марк Розовский: «Очень больно, что этот жанр стал некоммерческим», «Чтобы оставалась наша великая русская культура, надо, чтобы государство это охраняло». И лишь телезрители сидят и в ус не дуют: наслаждаются сериалами и ток-шоу.

Со времени создания цикла «Телетеатр. Классика» прошло несколько лет, но в деле возрождения этого жанра ничего не изменилось. Возникает подозрение, что здесь есть свои корни. Скорее всего, экономические. Ведь за экранизируемое произведение можно заплатить. Ну не Шекспиру же или Салтыкову-Щедрину?

По ТВ3 телезрители смогли ещё раз увидеть фильм «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» И. Масленникова с В. Ливановым, В. Соломиным и Р. Зелёной, на «Домашнем» — «Двенадцатую ночь» Я. Фрида по пьесе У. Шекспира с К. Лучко, А. Ларионовой, М. Яншиным, Г. Вициным, В. Меркурьевым.

На канале «Культура» к 65-летию С. Довлатова зрителей растрогал правдоподобно-фантастический фильм «Комедия строгого режима» по мотивам его произведений, а также повтор передачи, повествующей о безмерно тяжёлой доле писателя в отечестве: «Для него эта страна была невыносимо тесна и удушливо непригодна. Хотя Советский Союз едва ли был пригоден вообще для кого-нибудь и для чего-нибудь. То есть существовать, конечно, было можно, но дышать и творить — с трудом». Такое вот безумное чаепитие из «Алисы в стране чудес». Бесконечный «файв-о-клок» по-советски: все чашки грязные, кроме одной. Да и та в Америке…

Юрий Чехонадский

786


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95