Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Нарушения в звукопроизношении у детей

По статистике, примерно у половины детей, которые приходят в первый класс, есть так называемые «фефекты фикции», то есть нарушения в звукопроизношении. Причем, число потенциальных клиентов логопеда из года в год только растет.

В идеале в каждом детском саду должен быть свой логопед, который бы следил за развитием речи своих подопечных и регулярно занимался с теми из них, кому это необходимо. Но реальное положение вещей таково, что большинство специалистов такого профиля потихоньку уходят в частную практику, а логопедов, работающих в городских детских поликлиниках, раз-два и обчелся. Специалиста же для взрослых в медучреждениях часто и вовсе нет.

«Проблема со специалистами, конечно, есть, но опускать руки не стоит, — считает врач-логопед одной из белорусских городских поликлиник Ольга КРИЦКАЯ (на фото). — Иногда хватает одного или нескольких визитов к врачу, а дальше родители в состоянии и сами помочь своему ребенку».

Причины нарушений в произношении

Лучше всего борьбу за безупречную речь своих детей начинать еще до их рождения. Зачастую причиной задержки речевого развития ребенка становится то, что его мама забеременела, не вылечив все свои «болячки», а это сильно влияет на протекание беременности и родов. В частности, угроза прерывания беременности, затяжные роды и даже страх матери потерять ребенка может привести к тому, что малыш родится с патологией центральной нервной системы. Тогда уж проблем с речью никак не избежать.

Но и в случае, если ребеночек родился здоровым, расслабляться родителям не стоит. Маме, к примеру, нужно учитывать, что грудное вскармливание помимо прочих плюсов формирует у ребенка правильный прикус, а соску нужно покупать только специальную «анатомическую». В аптеке, а не в киоске или на рынке.

И, конечно же, МирСоветов должен напомнить, что нужно беречь пока еще неокрепшее чадо от всевозможных простудных заболеваний. Различные осложнения, которые могут за этим последовать (плюс аденоиды или снижение слуха) также могут привести к тому, что ваш ребенок будет шепелявить, картавить, а то и вовсе будет молчать дольше других детей.

Ах да, еще дефекты речи часто списывают на укороченную уздечку. Но, по словам специалистов, ее влияние не так уж велико, и устранить этот маленький недостаток не слишком сложно. Например, с помощью специальных упражнений вроде цоканья или облизывания губ, а в тяжелых случаях — с помощью хирургического вмешательства. Но к нему прибегать нежелательно, поскольку для ребенка это — психологическая травма.

Первым делом — к логопеду!

Предрасположенность ребенка к задержке развития речи иногда можно выявить уже в возрасте трех месяцев. Как правило, это происходит при осмотре у невропатолога, который и направляет малыша на дальнейшие логопедическое и психолого-педагогическое обследования, а также может прописать курс медикаментозного лечения. Непосредственно на занятия к логопеду (в городских поликлиниках, как правило, бесплатные) набирают детей от 1,5—2 лет и до подросткового возраста. Дети занимаются несколько раз в неделю, как индивидуально, так и в группах. Продолжительность курса зависит от того, насколько тяжелый случай.

По наблюдениям логопедов, мальчики намного больше девочек подвержены заиканию и нарушениям в звукопроизношении.

Кроме того, чаще «лыба» и «сляпа» звучит из уст детей, которые пишут левой рукой.

Как слыфу, так и говолю

Если дефекты в звукопроизношении есть у кого-то из родителей или родственников, то вероятность того, что ребенок, подражая, будет говорить точно так же, довольно велика. Но даже если явных дефектов в вашей речи нет, всегда уделяйте внимание тому, КАК вы разговариваете с ребенком. Ваша речь должна быть четкой и внятной, без всяких там «уси-пуси» и нарочитого коверкания слов.

«Если ребенок произносит что-то неправильно, мама ни в коем случае не должна кричать на него и уж тем более — бить по губам, — считает логопед Ольга Крицкая. — Намного эффективнее будет, если мама повернется к малышу и скажет, как сказать правильно. При этом важно, чтобы ребенок смотрел на мамины губы. Для этого можно накраситься яркой помадой — это привлечет его взгляд». За каждый, даже маленький успех в звукопроизношении ребенка нужно поощрять, хвалить.

Телевизор — 40 минут в неделю

«Самая большая проблема для развития детей сегодня — то, что родители позволяют им постоянно смотреть телевизор, играть в компьютерные игры, — сокрушается логопед Ольга Крицкая. — Норма для ребенка дошкольного возраста — смотреть телевизор не более 40 минут в неделю (!). Причем, это должны быть толковые мультфильмы или, например, „Спокойной ночи, малыши“. Дело в том, что мозг такого маленького ребенка очень пластичен, он может воспринять все, в том числе то, что ему совершенно не нужно. В результате из-за столь обильного потока информации возрастает речевая нагрузка и ребенок в этом случае развивается негармонично. Плюс, конечно же, портится зрение, развивается ранняя сексуальность (сейчас ведь каких только передач не показывают!), ребенка может ничего больше не интересовать, кроме телевизора и компьютера. Кто-то из родителей, конечно, может гордиться тем, что в пять лет их дитя уже обрабатывает фотографии в программе „Photoshop“, но я, как медик, не считаю это нормальным».

Что поможет говорить правильно?

Всегда было очень распространено мнение, что для того, чтобы улучшить дикцию нужно почаще произносить скороговорки. «Но для маленьких детей это не подходит, — считает логопед Ольга Крицкая. — Им очень тяжело дается ускоренный темп речи, они только путаются и звуки произносят еще менее четко. Я рекомендую пользоваться скороговорками только на завершающей стадии логопедических занятий, для „шлифовки“, автоматизации звукопроизношения».

Лучше всего вслух с выражением читать своим детям стихотворения С.Маршака и А.Барто, что-то из фольклора: потешки, прибаутки, поговорки (подойдут те же «ладушки» или «гуси-гуси»). А вот сказки детям до четырех лет читать не рекомендуется. Им тяжело воспринимать прозу, в которой, к тому же, множество непонятных слов.

Играйте с детьми в игры, развивающие мелкую моторику: пальчиковые игры, тесто-терапия и так далее. Это также хорошо влияет на развитие центральной нервной системы, а, соответственно, и речи.

Ставим правильное произношение

Если вы решили заниматься со своим ребенком сами, старайтесь делать это перед зеркалом, чтобы малышу было видно, что происходит с его губами, зубами и языком, когда он произносит тот или иной звук. Так он сможет уловить, так ли у него получается, как вы ему показываете.

Существует несколько способов попробовать «поставить» ребенку правильное произношение того или иного звука. Единственное, МирСоветов рекомендует не акцентировать внимание на том, для чего всё это делается — учиться-лечиться, тем более подолгу, дети, как правило, не любят. Переключите внимание своего чада на игру. К примеру, если ребенок плохо выговаривает букву «р», предложите ему повторять за вами, как рычит тигр «Р-р-р-р» или как звучит мотор в папиной машине «Р-р-р-р». Можно спросить у малыша, как в таком случае рычит лев, как заводится грузовик и прочие, прочие вариации. У логопедов этот тренинг называется «показать ребенку действие и озвучить его».

Второй способ основан на тактильном восприятии. К примеру, вы предлагаете ребенку повторять за вами звук «р» и, положив руку на шею, проверить, есть ли вибрация. Или, скажем, при произнесении звука «ч», если подставить ко рту тыльную сторону ладони, будет чувствоваться как бы воздушный толчок. Если ребенка удастся увлечь, он будет произносить звук до тех пор, пока не почувствует то, о чем вы ему говорите.

Среди известных людей в истории и современности сейчас немало таких, у кого есть некоторые дефекты в произношении звуков. Наиболее известный в их числе — Владимир Ленин. Среди современников проблемы с произношением имеют Регина Дубовицкая, Григорий Явлинский, Павел Артемьев (группа «Корни»), Виталий Вульф, Глеб Павловский (НТВ), Алиса Гребенщикова и другие.

Если же такие, самые простые способы не окажут нужного воздействия, все-таки лучше обратиться к специалисту-логопеду, который займется с вашим ребенком артикуляционной гимнастикой, научит его управлять воздушной струей при произношении «неподдающихся» звуков, а вам расскажет, какие упражнения следует делать дома в вашем конкретном случае.

mirsovetov.ru

878


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95