Режиссер: Джордан Пил. В ролях: Лупита Нионго, Уинстон Дьюк, Элизабет Мосс, Тим Хайдекер. В широкий прокат фильм выходит в России 28 марта 2019 года.
Обычная семейная пара с детьми приезжает в пляжный домик в надежде расслабиться и отдохнуть, но с приближением ночи становится ясно, что покой им не светит. В доме появляются нежеланные соседи – двойники героев, обездоленные, лишенные комфортной жизни и мечтающие восстановить справедливость.
«Мы», как и предыдущая работа режиссера – триллер «Прочь», получивший премию «Оскар» за лучший сценарий, – тщательно маскируется под типичный фильм про афроамериканцев. В дебютной картине весь конфликт был тщательно запрятан из-за поисков главным героем (и зрителем вместе с ним) проявлений расизма, но в финале история оказалась значительно сложнее. Во второй своей работе Джордан Пил продолжает развивать так интересующие его проблемы, вновь делая кино на стыке жанрового и авторского. Из «Прочь» у него вышел цельный триллер, так пугающий своими диалогами и странными ситуациями. «Мы» полностью уходит в него корнями. Но дело тут не только в грамотном умении нагнетать саспенс и показывать страшных и непредсказуемых персонажей. «Мы» – это фильм-головоломка с явно глубокой и проработанной мифологией, от которой нам показывают лишь самую верхушку. Кролики-социопаты, цитаты из Ветхого Завета (в частности, из книги пророка Иеремии), мифологические имена, забытая американская акция «Hands Across America», призванная обратить внимание на проблемы бедности... Куча отсылок к поп-культуре вперемешку с постоянными символами-символами-символами. Вот девочка напевает популярную англоязычную детскую песенку «Itsy Bitsy Spider» про паучка, пытающегося вылезти из канализации; вот живой маленький паучок прячется под гигантской игрушкой паука; а вот злобные двойники вылезают из канализационных туннелей, чтобы бороться за свое место под солнцем.
Совпадений между словами, звуками, цифрами и картинками слишком много, чтобы их можно было списать на случайности. С умыслом в кадре появляется каждая деталь, даже ножницы выбраны в качестве оружия не случайно. Разбираться в этом множестве загадок, постоянно подмечая новые (особенно после повторного просмотра) – отдельное большое удовольствие.
При этом, какой бы сложной ни была мифология фильма, его основные идеи прочитываются во время внимательного просмотра без особых трудностей. Скажите, часто ли вам хотелось хотя бы на словах прибить неприятного вам собеседника, коллегу по работе, родственника, ведущего какой-либо передачи или политического деятеля? Часто ли вы думали о том, что страна расцвела бы, если бы полностью исчезла какая-то отдельная социальная группа? Совершенно не важно при этом, кто вы: либеральный оппозиционер, желающий, чтобы все, кого вы за глаза называете «ватниками», вымерли как динозавры, или консерватор, мечтающий вернуть репрессии и поставить противников к стенке. Совсем не важно, кто будет смотреть фильм: негр, азиат, еврей, феминист, гомосексуал или даже совершенно обычный белый мужчина (коих, конечно, большинство), – потому что в этом фильме страдают все.
Мы не одинаковые и не равные, и мы никогда не станем одинаковыми и равными – не к этому надо стремиться. Люди-копии, вылезшие из канализации (в оригинале они называются словом «Tethered» – «Связанные» – поскольку связаны с людьми, живущими на поверхности) – вот они действительно куда больше похожи друг на друга, чем на нас, и показывают куда большее равенство между собой, чем можем показать мы. Да и в целом они лучше нас – сильнее физически, здоровее, быстрее, ловчее. С одним большим недостатком – интеллектом, как у зомби; так что общество они если и построят, то очень странное. А мы общество уже построили, хоть и не лишенное недостатков. И его проблема не в расизме, шовинизме, гомофобии, или религиозном и политическом фанатизме. Его проблема – в ненависти. В ненависти всех ко всем.
Фильм «Мы» в первую очередь говорит о нас и совсем немного – о Них, тех, от кого мы мечтаем отстраниться, а то и избавиться. Но для Джордана Пила именно мы – злейшие враги самих себя. Люди, которые не хотят брать ответственность за собственные жизни и смириться с тем фактом, что они сами являются источниками проблем своих и своей страны, зато предпочитающие сваливать вину на других. Для фильма ужасов это неожиданно глубокая мысль.
Павел Соломатин