Первый урок в День знаний станет разговором о важном. Мне думается, что обращение к биографиям людей, которыми можно гордиться, добавит ярких красок таким урокам. Ведь обращение к биографиям формирует эмоциональный интеллект подростков, дает им нравственные ориентиры.
Самая крепкая память формируется у нас вместе с личной симпатией, с личным взглядом и личным отношением к людям и вещам. Истории из жизни интересных нам личностей, словно из жизни родственников и близких друзей, мы запоминаем лучше, чем когда читаем о чем-то и о ком-то в учебнике истории. Когда мы занимаемся чьей-то биографией, мы не просто исследуем и восстанавливаем чужую жизнь, мы пропускаем ее через себя.
Мы находимся на пороге празднования восьмидесятилетия Великой победы. Разумеется, в канун праздника будем воспевать ратные подвиги наших прадедов. Но наряду с воинскими доблестями существуют подвиги нравственные, которые, на мой взгляд, не менее значимы для воспитания подрастающих поколений.
Зачастую это настоящий подвиг — уметь сказать «нет», когда все вокруг говорят «да», когда из глубин подсознания вырываются пещерные инстинкты и жестокость, направленная на уничтожение людей иной веры, иной национальности, иных политических взглядов, становятся повседневной нормой поведения. Согласитесь, для этого нужно мужество особого рода. Обращаюсь к тем историческим фактам, которые в большинстве своем мало известны педагогам. Но они дают богатейший материал для воспитания.
Монахиня Мария (урожденная Елизавета Пиленко, по первому мужу Кузьмина-Караваева, по второму мужу Скобцева) — русская поэтесса во Франции, явившая образ «монашества в миру», была известна деятельной добротою. Ее свободомыслие показывает случай, когда во время преследований евреев в оккупированном Париже встал вопрос о возможности спасения их подложными справками о крещении. «Какой может быть разговор? — решила она. — Христос всего себя отдал бы за этих несчастных». И справки выдали...
Во время немецкой оккупации она руководила благотворительным обществом «Православная работа», оказывавшим помощь русским политическим заключенным и спасавшим от газовых камер еврейских детей. Уйдя целиком в эту работу, мать Мария и священник о. Димитрий Клепинин могли каждый час ожидать ареста. Гестапо напало на дом, в котором помещалась «Православная работа», в начале 1943 года. О. Димитрий и сын Марии Юрий были арестованы. При этом гестаповцы заявили: «Мы уводим сына Марии в качестве заложника. Как только она появится у нас, мы его выпустим». Узнав о случившемся, мать Мария пришла в гестапо. Никого не отпустили. Один из гестаповцев, явившийся в «Православную работу» для повторного обыска, сказал оставшимся: «Ваш священник сам виноват». Гестаповский офицер предложил ему свободу с условием, что он перестанет помогать евреям. Вместо ответа о. Димитрий поднял свой крест и сказал: «А вы знаете этого еврея?» Гестаповец ударил его по лицу. Вместе с Юрием его отправили в Бухенвальд, где он умер в подземном лагере Дора. Там было так тесно, что о. Димитрий умер сидя. Обстоятельства смерти Юрия неизвестны. Мать Мария была перевезена в Равенсбрюк. Женщины, вернувшиеся оттуда после освобождения, рассказывали, что монахиня поддерживала всех, находя для каждой слово утешения. По слухам, она пошла в газовую камеру добровольно, вместо другой заключенной, у которой был ребенок: она откликнулась вместо нее, когда вызывали по списку приговоренных.
...В начале сентября этого года во французском городе Тиль откроется скульптурная композиция, посвященная партизанскому отряду «Родина». Отряд входил в состав сил французского Сопротивления и полностью состоял из угнанных в фашистское рабство советских девушек, бежавших из концлагеря Эрувиль. До того момента, как отлитый из бронзы новый монумент займет свое постоянное место во Франции, его увидят в России. В Доме Российского исторического общества прошла его презентация.
Единственное женское подразделение Сопротивления, действовавшее на территории Франции в годы Второй мировой войны, увековечил народный художник России Владимир Суровцев. «Свыше 14 тыс. концлагерей существовало на территории Европы, 200 из них на территории Франции, — сказал Владимир Суровцев на презентации. — Но совершили побег девушки, наши соотечественницы, именно из Эрувиля. И не разошлись по теплым домам, как им предлагалось, а взяли в руки оружие и создали отряд. В этом великая сила их духа, в этом уникальность нового проекта».
В концлагере вермахта, неподалеку от города Тиль, содержалось около 2800 заключенных, часть из них работала на станках по производству деталей ФАУ-1 и ФАУ-2 — «подарки» предназначались для мирных городов Великобритании. Другая часть людей была занята добычей железной руды. Среди них были подпольщицы партизанских отрядов, арестованные гестаповцами под Минском и Ленинградом и отправленные во Францию на работы. Самой юной из них, Гале Демьяновой, было пятнадцать.
Работая в шахте по 15–18 часов, в день они получали тарелку похлебки и кусок хлеба. Из инструмента — кирка да лопата, руду вывозили вручную, на тачках. От непосильной работы, голода или в результате обвалов многие погибали. Их тут же сжигали в скотокрематориях. Время от времени девушки устраивали акции неповиновения. Их беспощадно били, но не убивали. Немцы понимали, что другой рабочей силы может уже не быть.
Узниц Эрувиля поддерживал весь лагерный интернационал, который видел в них представителей государства, армия которого, восставшая из пепла поражений сорок первого, в 1944 году с каждым месяцем с неодолимой силой приближалась к границам «тысячелетнего рейха». Помогали чем могли: кто теплой одеждой, кто делился хлебом, кто добрыми вестями о победах советских войск.
История женского партизанского отряда «Родина» началась в ночь на 9 мая 1944-го, когда из концлагеря был совершен массовый побег заключенных. Среди них 37 все тех же несгибаемой воли девушек. Истощенные, обессиленные, уходя от преследования, за две ночи они прошли почти 70 километров. Побег прикрывали французы и партизаны советского отряда «Сталинград», действовавшего в Сопротивлении. Оказавшись на свободе, они решили, что их партизанский отряд уже сформирован, и так же, как и «Сталинград», влившись в ряды Сопротивления, в Аргонских лесах Лотарингии успешно воевали до полного освобождения Франции от нацистов.
О храбрых советских женщинах знала вся сражающаяся Франция. Отряд, которым командовала Надежда Лисовец, а после ее ранения Розалия Фридзон, имел четкую структуру. Боевая группа, насчитывающая 14 человек, вела разведку по дислокации и передвижению фашистских воинских подразделений. Кроме того, она участвовала в боевых операциях вместе с другими отрядами, а также самостоятельно выполняла задания, которые поручало командование, а кроме того, несла охрану главной базы советских партизан. Санитарное отделение выхаживало раненых из других партизанских отрядов, а хозяйственное готовило для них пищу.
— Маму не ставили охранять партизанский лагерь — опасались, что 15-летняя девчонка в лесу могла испугаться чего угодно, даже лягушки, кабана, растеряться и закричать, — рассказывает дочь самой младшей участницы отряда, Галины Дементьевой, Галина Ярославская, которая вместе с братом приехала посмотреть памятник из Санкт-Петербурга. — Но пригодились ее способности к языкам — хорошие знания по школе немецкого и неплохое понимание французского. Она надевала цивильную одежду, навстречу ей из мужского лагеря выходил молодой парень, и они под видом влюбленной парочки французов с большой корзиной шли в наводненный немцами город за продовольствием. Мама на рынке и на дорогах собирала интересующую информацию и передавала в отряд.
— Как девочку-подростка угораздило попасть в концлагерь Эрувиль? — спрашиваю Галину Ивановну.
— Несмотря на юный возраст, мама рвалась в отряд 11-й Волховской партизанской бригады, действующий в Лужском районе Ленинградской области. Ее настойчивость победила — пообещали взять. Но поздно ночью за ней пришли полицаи и обвинили в сотрудничестве с партизанами. Месяц ее держали в камере лужского гестапо, били, требуя каких-то признаний. Затем вместе с другими арестованными отправили в северо-восточную Германию, в женский концлагерь Равенсбрюк, а оттуда во Францию — в шахты Эрувиля.
После освобождения Франции отряд «Родина» прошел в строю бойцов Сопротивления отдельной колонной. Правительство страны, за которую они сражались, наградило всех участниц отряда французскими военными крестами (учрежденными для награждения военных и гражданских лиц, особо отличившихся в военное время). А Надежда Лисовец и Розалия Фридзон были удостоены звания лейтенантов французской армии. В дальнейшем все они вернулись на родину, поступили в учебные заведения, устроились на работу, создали свои семьи, в которых по сей день память о них чтут родные и близкие. Скоро на гранитной плите строящегося мемориала, у входа в шахту бывшего концлагеря Эрувиль, будут высечены их имена.
...Это только два примера. Но и из них хорошо видно: российским детям есть кем и чем гордиться. Биографический подход позволяет им пропустить историю через себя. История тем самым очеловечивается, у подростков формируется личное отношение к «героям из учебников». Но что самое главное — такой подход позволяет держать в порядке нравственный компас, позволяющий отличать добро от зла, в какие бы блестящие идеологические обертки это зло ни рядилось.
Евгений Ямбург