Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Названы глубинные причины успеха сериала «Слово пацана»

Вечный шлягер на крови

Недавно фадеевская песня «Мой мармеладный» из альбома «Джага-джага»-2004 в исполнении, скажем честно, абсолютно безголосой Кати Лель взметнулась буквально до небес! Попала аж на третью позицию в мировом чарте стриминговой платформы «Спотифай». Почему?

Вечный шлягер на крови
ФОТО: АЛЕКСЕЙ МЕРИНОВ

Отвечу. Сработала короткометражная тик-ток-культура, несомненный гений Макса Фадеева, ну и… Удача, почему нет. Ведь для славы голос не важен. Важна фишка. Вот она и легла куда следует.

В досадной кондиции отстраненности от мировых трендов, в отрыве от большого спорта, оперы-балета-искусства и международных круизов с остановкой «на пописать» в Монако кроме как чудом сей «джага-джаговский» прорыв назвать нельзя. По-нынешнему — его смело можно наречь «победой русского оружия!». Культурологического, музыкального оружия. Шоу-бомба!

Что-то похожее произошло и с крыжовниковским «Словом пацана». Пока лишь на российских и постсоветских просторах. Но не исключено, что «железный занавес» вскоре схлопнется под давлением восторженной публики — и фильм лавиной рванет-сольется на дикий «недружественный» Запад. Хотя добавим, закадровая песня «Пыяла» уже в топе топов. Особенно приглянулась криминальная лента в… на… в… Ну, вы поняли.

Вообще на сериале «Слово пацана» кто только не оттоптался. Любопытно, что в «больших» официальных СМИ отметились журналисты-филологи-лингвисты-киношники… Ну, типа «вшивая» интеллигенция. Фишку не секущая — так, чисто порассуждать: по приколу.

В народных же пабликах — Ютубе, «телеге» и др. — высказались как взрослые дяди, участники событий, так и не очень — которым все это приснилось по дороге в пионерских шортиках из школы домой.

Помните анекдот из 2000-х? Мол, «…да что вы всё лихие ельцинские 90-е ругаете?! Не было там ничего плохого!» — «А что было?» — «Что-что… Поел, поспал. Мама из садика забрала — и сразу на каток».

Многие из второго «народного» ряда выразились добротно-фундаментально. Дескать, в фильме (практически) всё правда — и в мелочах, одежде, в мужицком блатном базаре, музыкально-«майско-наутиловском» оформлении.

Да что там — это вообще некая восторженная виктория над «странной» нынешней повседневностью, заполонённой… заполонённой… Ну, вы поняли.

Это — победа чистого, незамутненного разума. Прорвавшегося сквозь кафкианский мрак неприятия, недоверия. Предательств и лжи. Но моя песня не о том…

Знаете, а я ведь там присутствовал, в той доисторической эре, с теми ребятишками, «улетевшими» в райскую вселенную чрезвычайно невовремя, слишком, слишком рано.

Позвольте рассказать...

Дав, как водится, объемный, будто бы сверху взгляд на происходящее тогда. Чуть свысока — потому что наступившие переломные 1980-е я встретил, уже будучи на возвышении — на сцене у микрофона: в ДК на танцах, в кабаке, на уличных подмостках в Парке культуры и отдыха, не суть...

В ту благодатную пору Роберт Гараев, автор нашумевшей книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х», по коей соткан сериал, еще пешком под стол шастал.

Да, у писателя Р.Гараева обрисован действительно феномен. Являвшийся не то чтобы исключением из правил. Но выбивавшийся из криминальной системы совершенно точно: порочная девиация.

Имеется в виду то, что «татарские» понятия показанной на экране пацанвы идут практически вразрез с понятиями «блатными», уркаганскими. Сформировавшимися в России в начале XX века.

Какие-никакие — это реальные понятия. Некий устав «блатной строевой службы», которому хошь не хошь подчиняться надо. Указания воров в законе, руководивших остапобендеровским процессом «грамотного отъема денег у населения», подчиненными исполнялись безоговорочно.

В Татарстане не так — там реализовывался некий рукотворно-пацанский кодекс. Исконно писаный кровью — что сближает его с тюремной малолеткой, из века отличавшейся крайней, невыносимой жестокостью. Беспределом.

«Теплоконтроль», «Теплоконтроль», «Теплоконтроль»… В конце 1970-х туманная эта мнемоника (откуда было знать, что так назывался завод?) уже крутилась жужжащим роем вкруг нас — юных отпрысков, только-только покинувших школьный двор.

До Казани от Вятской моей губернии всего ничего — 400 км. Посему татарские нововведения долетали до нас быстро. И в застойных 70-х хулиганское деление на районы, дворы и проулки шло аллюром.

Драки двор на двор — повсеместный формат досуга молодежи. Побеждали обычно группировки, состоявшие в основном из спортсменов: борцы-боксеры-дзюдоисты — в приоритете.

Единственно, что уголовные законы пацанвы, распространявшиеся, внедрявшиеся в Татарстане (и округе) буквально во все слои жизни, у нас были стопроцентно мягче. Не было столь убойного жесткача, явленного у Крыжовникова. (К тому же еще цензурно приглушенного: для зрителя.)

Например, дрались исключительно до «первой крови» — без забивания ногами до потери пульса. Калечные, смертельные цепные-ножевые драки — удел старшаков. И скорее больше применимы в деревнях-селах, где один мент на всю округу — не уследить. Но — это не было нормой. Во всяком случае, на Вятке.

То есть ежели ты не гопник из банды, а «тупой очкарик» со скрипкой и нотами под мышкой, то тебя никто не трогал: иди играй в свою музыкалку! Дуй в дуду.

1970–1980-е… До «шлагбаума веков» миллениума — двадцать лет. Лет бескрайних. Кровавых. Кому-то благостных. Кому — последних.

В 6-й серии «Пацанов» дан краткий мартиролог погибшей братвы — сердце заходится. «Романтика бандитизма», привлекающая зрителя, тщедушно замеченная кое-кем из обозревателей, сразу сводится на нет при виде этих кадров. Где показан совсем еще юный человек, пока живой, улыбающийся, — но на экране светится дата его скорой гибели от пули конкурента ли, неприятелей-врагов. Впечатляет.

Бандитский век недолог… И радость краткосрочного разгрома соседнего района быстро сменяется горестью поражения от района другого. Более сильного, более физически подготовленного. Нахрапистого.

...В 80-х я соскочил с хулиганских рельсов. И — очутился над всем этим буйством красок в палитре страшных грез. Наперевес с гитарой начал новую жизнь — клубного, потом кабацкого музыканта, преподавателя (учась заочно). Лабуха, как тогда говорили.

Ответственно могу заявить, что подобных жутко кровавых драк на Вятке не лицезрел. Поскольку сам в них неоднократно участвовал. И подтверждаю, что человек, упавший-поверженный, с разбитым носом, больше в битве не участвовал.

Когда играл в одном городском Доме культуры, там была местная традиция.

После окончания игловского «Отеля «Калифорнии» танцующие вмиг расслаивались на две половины. Чувихи отползали в сторонку. И — погнали! — затевался суровый кулачный бой. Клубно-ледовое побоище.

Рубилово — отнюдь не смертельное. Самое худшее, что я лично видел, это использование кожаных дембельских армейских ремней с начищенными звездами на бляхе — не более. Хотя и пряжкой можно запросто проломить голову. И проламывали. И уползали восвояси рыцари...

На следующий танцевальный вечер — повтор. «Отель «Калифорния» — погнали!

Помнится занятный момент в развитии советской моды начала 80-х... Когда на танцполе встречались две категории модников, две эпохи: уходящая и вновь приходящая. Одни — в клешах. Вторые — в брюках-дудочках.

То есть те, кто фланировал по периметру в «распутных» клешах, не так давно завораживающих девчонок крутизной, оказались уже лохами. «Дудочники» — на высоте. В том числе на высоте и у слабой половины.

Сонмы журналистов задаются вопросом: откуда такая популярность у «Слова пацана»? Дам свою экспертную версию.

1) Во-первых, главнейшее — охватывается очень солидный возрастной диапазон. Поскольку тема интересна и нам, старым пердунам, — скупой слезой почтить «недавнее давнее» прошлое. И безусому молодняку — восхититься дедовской хваткой, дедовскими крутыми безальтернативными исходами. Тем более что картина въяве перекликается с балабановско-бодровским эпосом «В чем сила, брат?» Ведь выяснение правды-матки всегда будет в фаворе у киноманов — вечный шлягер на крови: секрет популярности.

2) Музыка, конечно. Ну как тут не разреветься, глядя на неуклюжий домкультуровский медляк под наутиловское «…хочу быть с тобой»: слезы разъедают пыль воспоминаний.

Позже, когда «Калифорния» отошла, на некоторых площадках драка вспыхивала после бутусовской «Гудбай, Америки» — тоже определенного маркера той жизни. Братва «Америку» очень уважала.

3) Великолепная актерская игра! Ну никуда ж не деться от талантливых молодых артистов, пускай и чьих-то детей от богемы. Равно как и режиссуры — эмоций нет, великолепно!

1980–1990-е… Время дикого капитализма. Время прихвата всего, что ни попадя, что плохо лежит. Время сверхнаживы, сверхнищеты. Сверхсвободы. Сверхлжи.

Лента близится к сему краю ненависти и пустоты. Чуть затрагивая. Но стержневая идея все-таки зиждется на восьмидесятых. В отличие от 90-х не особо затронутых русским кинематографом.

На том и закончим повествование. Оно не только про фильм, но и про личное облако счастья. Нависавшее над той глобальной социальной трагедией.

Почему счастливое? — спросите. Тривиально — жив остался, вот и счастье.

Игорь Фунт

Источник

169


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95