Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Не до жиру

Содержимое тарелок европейцев взято под контроль: на потребление вредной еды вводится налог. Пойдет ли Россия на такие меры ради здоровья нации?

«Рыба ждет» — билборды с такой надписью недавно появились на улицах российских городов. Глядя в бессмысленно выпученные глаза копченой салаки, жители пытались понять: «Кого ждет? Где ждет?» Объяснение появилось позже в прессе: цель рекламной кампании — побудить россиян потреблять больше рыбы. Это одна из первых широкомасштабных акций в России, призванных привить привычку к здоровому и правильному питанию. Для нас это новинка и диковинка, однако во всех развитых странах давно воспитывают население по части еды. В соседней Скандинавии даже перешли к «карательным» мерам воздействия — в следующем году собираются повышать налоги на сладкое и жирное. Кому-то эти меры покажутся слишком жесткими, однако результаты тоже впечатляют: изменив содержимое тарелок, можно увеличить продолжительность жизни лет на пять. Так произошло, например, в Скандинавии.

А что у вас в тарелке?

Налоги на шоколад и прочие сладости, прохладительные напитки, мороженое, а также жирную пищу, которые вводят в Дании уже с 2010 года, принесут государству 1,5 миллиарда крон в год и сделают датские лакомства самыми дорогими в Евросоюзе. Но цель акции вовсе не в том, чтобы наполнить казну, а чтобы народ не мог себе позволить эти неполезные продукты покупать. Дело идет к тому, что датчане будут есть конфеты и хлеб с маслом только по большим праздникам. Серьезно задумываются о таких же мерах и в Финлян%ADдии, при том что в этой стране политика по оздоровлению населения и так уже приносит заметные плоды. За последние 20 лет %ADсредняя продолжительность жизни финнов заметно увеличилась: у мужчин — с 69 до 75 лет, у женщин — с 78 до 82 лет. А ведь после Второй мировой ситуация в Финляндии была плачевная: смертность — одна из самых высоких в мире. «Если раньше люди в основном умирали от вирусов и эпидемий, то сейчас смертность обусловлена тем, какой образ жизни мы ведем, — комментирует генеральный директор Института народного здоровья и благополучия Финляндии Пекка Пуска. — В наши дни смертность складывается из четырех факторов: неправильное питание, курение, малоподвижный образ жизни, злоупотребление алкоголем. При этом многие заболевания, в частности сердечно-сосудистые, имеют долголетнюю историю. Ими надо заниматься не на стадии лечения, а на стадии профилактики. Мы начали с того, что решили попробовать изменить содержимое тарелки и посмотреть, как это отразится на здоровье людей. Сначала мы провели эксперимент в одном из регионов и через пять лет получили хорошие результаты. Тогда проект был запущен по всей Финляндии».

Начать решили с производителей. Первоначальные попытки убедить их выпускать более здоровые продукты были неудачными. Те сказали: покупателям такая еда не нужна, а мы бизнесом занимаемся. Тогда власти зашли с другой стороны — начали регулярно промывать мозги населению через СМИ: «Соленое вредно... жирное вредно...» И финны стали читать этикетки на продуктах и выбирать менее соленое и менее жирное. Появился спрос, его нужно было удовлетворять — и вот тогда производители сами пошли на контакт с организациями по здравоохранению: как сделать продукты более здоровыми?..

«Когда мы начинали программу, 90 процентов финнов смазывали хлеб маслом, причем обильно, — рассказы%ADвает Пекка Пуска. — Сейчас только три процента употребляют масло, остальные — в основном спред, который содержит всего 40 процентов жира. В два раза сократилось употребление соли — производители изготавливают продукты с ее меньшим содержанием. На кухнях появилось рапсовое масло, сейчас в Финляндии выращивают много рапса. В рационе гораздо больше овощей и фруктов».

В результате по сравнению с 70-ми годами, когда программа только начиналась, у финской нации уровень холестерина упал в среднем на 20 процентов. Смертность сократилась почти по всем болезням — в частности, по сердечно-сосудистым заболеваниям на 80 процентов. «Все случилось, как мы и предполагали: снизили риски — уменьшилась смертность, — заключает Пекка Пуска. — Если бы все оставалось по-преж%ADнему, то в прошлом году 14 тысяч человек, не достигших 75-летнего возраста, умерли бы от сердечно-сосудистых заболеваний. Теперь же болезни, которые появлялись у людей в 75 лет, если и приходят, то на 10 лет позже».

В интересах производителя

Финских производителей теперь не надо уговаривать выпускать правильные продукты. И так известно: покупатели выбирают товары, на которых написано, что они положительно влияют на здоровье. А еще ученые научились делать «умные» продукты — те, которые несут двойную пользу (мы знаем, например, соль, специально приправленную йодом), для такой еды появился даже термин — «функциональная еда» (см. врез).

Сейчас население страны настолько доверяет исследованиям и аргументам государственных организаций, что их рекомендации являются индикатором спроса: промышленность идет за народом, который требует новых функциональных продуктов. Рынок таких продуктов составляет 10-15 процентов от общего количества. Финны гордятся, что первый продукт придумали именно они много лет назад — это жевательная резинка с ксилитом. В наши дни примерно раз в три года на финском рынке появляется новый функциональный продукт, причем производители, чтобы быть конкурентоспособными, вынуждены постоянно вести научные изыскания. Гастрономические новинки и суперсовременные технологии профессионалы представляют на выставке GASTRO — ближайшая состоится в Хельсинки в марте следующего года. «Наша компания тратит примерно 16 миллионов евро в год на научные исследования», — говорит Петри Силфверберг, вице-президент известной компании Valio. Крупнейший производитель молочной продукции входит в центр инноваций, который объединяет 12 научных институтов и 16 компаний. В свое время компания была вынуждена перестраиваться одной из первых: поскольку государство ополчилось на бутерброд с толстым слоем масла, пришлось выпускать маложирные и обезжиренные продукты. «Правильный» финский бутерброд %ADвыглядит так: тоненькая полоска «криспа», покрытая маргарином, на котором лежит кусочек семги и листик салата.

Известные теперь всем женщинам, сидящим на диетах, хлебцы заметно потеснили хлеб. В 1994 году были проведены исследования «Рожь и здоровье», и выводы сделаны такие: рожь благодаря содержащейся в ней клетчатке и другим полезным веществам способствует предотвращению сахарного диабета II типа, снижению уровня холестерина и даже профилактике некоторых типов рака.

Помимо лишнего веса финны озабочены поддержанием иммунитета и высокого уровня жизненной энергии. Тут, понятно, приоритет держат кисломолочные продукты с полезными бактериями. Последние разработки молочных производителей — продукты, содержащие лактобактерии LGG, а также безлактозные молочные продукты. Молоко пить нужно — это финны уже знают, но поскольку не все его могут употреблять из-за лактонепереносимости, производитель нашел выход: удалил компонент, доставляющий неудобства. Теперь на столах финнов можно увидеть не только молоко, но и масло с надписью «lactose free». Интересно, что в России тоже можно купить такие продукты, но мало кто из потребителей в курсе, зачем они нужны. По некоторым данным, как минимум у 17 процентов россиян наблюдается лактонепереносимость (в кавказских регионах — до 70 процентов, а среди чукчей и эвенков этот недуг распространен среди 90 процентов населения). Люди чувствуют дискомфорт после употребления молока, но не знают, что дело в лактозе.

Моральная подготовка

Это только маленький пример, иллюстрирующий, что грамотность в вопросах питания — явно не сильная сторона россиян. У нас в стране так сложилось, что правильно питаться долгое время было немодно. В крупные города мода пришла, но у нас очень большая страна... «Россияне едят слишком много сладкого и жирного. По сравнению с рекомендуемой нормой ВОЗ мы употребляем в два раза меньше овощей и фруктов, зато в полтора раза больше мяса и яиц и в два раза больше сладкого, — говорит директор Института питания РАМН Виктор Тутельян. — А ведь здоровое питание складывается из нескольких составляющих: деньги, ассортимент в магазинах и уровень знаний потребителя. И если на первую мы повлиять не можем, то на вторую и третью — в наших силах. Как было в советское время? Вышло постановление ЦК КПСС и Совмина: йодировать всю соль. И проблем со щитовидкой у населения не было. Потом система рухнула. И вдруг в 90-е годы появились проблемы — дефицит йода. Наша организация и Роспотребнадзор начали бить тревогу. Но сырьевики отвечают, что торговля не заказывает такую продукцию. Торговцы в свою очередь говорят, что нет покупательского спроса. Круг замкнулся... А ведь спрос нужно формировать, делая упор на полезность того или иного продукта! Тогда и производство раскрутится».

В России рынок экологических продуктов только развивается, поскольку пока еще нет законодательной базы, определяющей понятия «экологический», «органический», «био». То есть в принципе любой кефир можно назвать «био», но вот если производитель написал, что в нем есть бифидобактерии, то за эти слова он должен нести ответственность. И все-таки, поскольку российские потребители начали интересоваться здоровым питанием, рынок откликается. Появились тематические магазины и интернет-сети: например, в магазине «Диамарт» утверждают, что у них «территория, свободная от химии» и «высотехнологичных продуктов». А портал «Витамин Глобал» предлагает продукты и напитки из экологически чистого сырья. Уже есть примеры, когда выстроена цепочка «от зернышка до прилавка». «Когда мы только открылись в 2006 году, мало кто вообще понимал, что такое органические продукты, — говорит Марина Гольдинберг, директор по маркетингу корпорации „Органик“ (в структуру этой компании входят экологическое хозяйство с собственным производством и переработкой, а также сеть магазинов). — Их важнейшее отличие состоит в том, что они производятся в соответствии со стандартами органического сельского хозяйства: без пестицидов, химических добавок, достижений генной инженерии, синтетических кормовых добавок и регуляторов роста, без искусственных консервантов, красителей и ароматизаторов». Если сначала, по наблюдению специалистов компании, наиболее востребованной была продукция «фреш» — молочные продукты, фрукты и овощи, то потом покупатели постепенно перешли к сокам, крупам, сладостям, в которых вместо традиционного сахара используются в основном мед, сок агавы или тростниковый сахар.

В принципе эксперты не считают, что в России население стоит приучать к здоровому питанию жесткими ограничительными мерами типа повышения налогов. Те же финны к этому долго морально готовились — во всяком случае, сейчас они понимают логику действий властей, проводящих эту политику уже 20 лет. Более того: там недавно один из высоких государственных чиновников предложил изменить систему оплаты государственного медицинского обслуживания — человеку, имеющему дурные привычки, страховка обойдется дороже. Принцип такой же, как в автомобильном страховании: аккуратным автомобилистам полагаются бонусы... В России, где население в целом небогатое, а мозги на этот счет «непромытые», радикальные меры вызовут гнев народный. Так что, если прямо сегодня начать с азов гастрономической грамотности (соленое — вредно, жирное — вредно), эффект мы увидим лет через 30. Причем «агитировать» россиян придется с детства, когда закладывается большинство пищевых привычек. «А по большому счету — с момента рождения, — рассуждает Виктор Тутельян. — Например, берет бабушка прикорм для ребенка, пробует его — ну конечно, он ей кажется невкусным. Она добавляет туда сахарку — отлично! И вот уже с первых месяцев ребенок привыкает к сладкому, мы растим ребенка с заложенными жировыми клетками...» Шведы и норвежцы придерживаются другой политики: они приучают своих детей, что конфета им полагается раз в неделю по воскресеньям. В результате во взрослом возрасте человек не имеет зависимости от сладкого... К европейскому, и в частности скандинавскому опыту работы с населением нам, похоже, не мешало бы присмотреться повнимательнее. Ведь каков эффект! И рыба, кстати, ждет.

Вита Мач

"Итоги"

819


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95