Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Не нравится — и осуждаю

Друг дал мне послушать песню современного рэпера. Я не оценил и назвал музыку идиотской. Друг обиделся.

– Почему, спрашивает, – ты так её назвал? Она крутая: хорошие рифмы, быстрый текст, много смысла.

– Ну потому, что она бездарная, вот и всё, был мой ответ.

– Да ты можешь мне объяснить почему?! – негодовал друг.

Действительно: могу ли?

В повседневной жизни оценивать качество окружающих вещей несложно. Если нож не режет помидор, это плохой нож. Раз в комнате очень ярко, то лампочки отличные. Самогон не отдаёт сивухой – прекрасный напиток. И так считают все, а не только человек, в ярко освещённой зале пытающийся нарезать красный фрукт в закуску к выпивке.

С искусством  – сложнее.

Каждый человек может по-своему к нему относиться. Взять, например,  фильмы «Последнее танго в Париже» и «Сало, или 120 дней Содома». Кто-то ужасается дикой и откровенности изображаемого и оттого ругает, а кто-то поражённо наблюдает за трагической идеей фильмов, не обращая большого внимания на зверские сцены.

«Евгения Онегина» Пушкина некоторые считают величайшей поэтической вехой русской словесности, а некоторые – обычным рифмованным романом о неудачной любви.

Одни готовы с пеной у рта доказывать концептуальность и значимость «Чёрного квадрата», а вторые считают его откровенной слабостью, невзирая на манифесты Малевича и другие подобные работы.

 
 

В повседневной жизни оценивать качество окружающих вещей несложно. С искусством - сложнее. 

 
 

Кто прав? Все правы.

Предметы-то (кино, литература, живопись) одни и те же, а люди расценивают их совершенно по-разному. В этом заключается отличие искусства от бытовой жизни: оно глубоко субъективно и чувственно.

Нельзя упрекать одних в том, что они считают какого-то писателя, художника, режиссёра плохим. Можно попытаться поменять их мнение, приведя достойные, по вашему разумению, аргументы, но это чревато бесполезностью. В рефлексии и постижении предметов искусства не может быть места формальной логике и аргументации, потому что искусство можно только чувствовать. Не доказывать кому-то, что чувствуешь, и подбивать почувствовать тоже...

Мне представляется, есть в перцепции искусства только две категории: нравится и не нравится. Я не встречал ни одного человека, который смог бы убедить меня, что Баста – крутой музыкант. Мне этот Баста совершенно чужд, неинтересен, смешон: мне не нравится его музыка. И... баста!

Я не виноват, что мне нравится «Евгений Онегин», а ты не виноват, что он тебе не нравится. Мы можем побеседовать на эту тему, выдвигая каждый свои аргументы, но я уверен, что ни к чему не придём. Просто нравится – просто не нравится. Точка.

 
 

В рефлексии и постижении предметов искусства не может быть места формальной логике и аргументации, потому что искусство можно только чувствовать

 
 

...В тот день друг, казалось, не успокоится, пока не услышит причины моего пренебрежительного отношения к песне.

– Да ты можешь нормально объяснить, почему это плохо, по твоему мнению? Попробуй, переубеди – аргументируй! – нападал он.

– Боже, ну это же ясно, потому что... я запнулся и как следует подумал. – Да неважно, просто не нравится.

– Это ничтожный аргумент.

– И пусть.

На том мы и порешили. 

 

Борис Поженин

403


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95