Наталья Майорова написала письмо, которое нельзя не опубликовать. Прочитайте его целиком.
Мне очень приятно, что Вы улыбаетесь, когда читаете меня! Я люблю доставлять людям эмоции положительные. Мне нравится, когда, глядя на меня, люди улыбаются. Мне нравится людей смешить.
Улыбка и смех — вещи разные. Мне нравится, когда люди мыслям моим смеются или улыбаются! Очень нравится! А обликом своим хотелось бы не смешить, конечно... Но радостные улыбки вызвать, наверное, было бы приятно. Когда, скажем, люди человека видят и лицо у них озаряется улыбкой радости от того, что они этого человека видят, это же здорово!
Вот, например, школьник идёт в школу. И подходит он к ней. А возле школы часто одноклассники его кучкуются. Но это я про тот возраст, когда родители за ручку их в школу уже не водят.
Идёт школьник. И видят его одноклассники. И три варианта лиц. Три варианта эмоций, как три смайлика в интернете. Какие же это смайлики? Нейтральный, радостный и недовольный. Их можно по местам распределить. Какое на каком, несложно догадаться.
Так место мы в душе да в чьей-то занимаем.
И вот к одним одноклассникам нейтральное отношение. Их почти не замечают.
К иным, к сожалению, бывает негативное отношение. По разным причинам. Бывают люди неприятные. И если они неприятны кому-то одному, это плохо, но переживаемо. А если они неприятны большому количеству людей? Как с этим жить человеку?
А бывает, ребёнок просто белая ворона. И его будут клевать. Родителям, когда они ребёнка воспитывают, надо постараться белую ворону не воспитать.
Зачем так подставлять своё чадо?
Выделяться можно уже, когда вырастешь. Тогда это довольно безопасно. И для психики, и для человека. Когда человек рос и вырос серой вороной, это для психики безопасно. А потом человек вырос и уже может осознанно решить — жить ему серой вороной или перья свои в белый цвет покрасить. А когда с детства твои перья белые — как же это для психики крайне опасно... Даже если психика выдержит все удары и не покачнётся, это же какие нагрузки запредельные ей придётся испытывать...
Мамы, которые прячут от детей гаджеты, об этом не подумали? Наверное, те мамы никогда не были белыми воронами. Я тоже не была. Но я почему-то кожей ощущаю, что должен чувствовать ребёнок, под градом насмешек своих сверстников, хоть надо мной никто никогда не смеялся. Да, я ощущаю это кожей и мне становится очень неуютно...
И это я ещё не описала про самые чудовищные и самые жестокие формы неприятия и отторжения ребёнка сверстниками — я не описала травлю и не хочу её описывать. Сама я только слышала о таком. Я просто не представляю, как выживают те люди, что в детстве травле подвергались... Я не представляю, как можно выжить в таких условиях... Ужасный опыт... Ужасные испытания для неокрепшей психики!
Сколько судеб сломала и перечеркнула травля...
Но не буду больше о грустном.
Так вот, я ещё третий случай не описала. Самый хороший. Это когда ребёнок к школе подходит, а одноклассники многие приветствуют его радостными улыбками и возгласами. Они рады его видеть! Это дорого стоит, по-моему.
У меня дочь так приветствовали. Я постаралась её так воспитать, чтобы сверстники рады были её видеть. И это несмотря на то, что изначально она была скромная. Ну, скромная она была не от природы, а воспитанием изначально чрезмерно строгим я её «придавила». Много я ошибок наделала. Но, в основном, с сыном.
Я бы разбирала ошибки воспитания с дочерью, которых тоже очень много, но всё познаётся в сравнении. И вот, в сравнении с тем, как я воспитала сына, мне не хочется разбирать ошибки воспитания дочери. По отношению к сыну это было бы кощунственно. Поэтому я условно для себя считаю, что дочь я воспитала без ошибок.
Это не так, конечно. Просто на фоне тех ошибок, которые сыну достались, воспитание дочери выглядит идеальным...
Как же я жалею, что сына так у школы не встречали... Как же я жалею об этом... И как много я бы отдала, чтобы отмотать плёнку назад и провести работу над ошибками. Я уж тогда я бы все силы отдала и бросила их на то, чтобы воспитать сына так же, как дочь. А потом бы стояла и наблюдала издалека, как лица одноклассников сына озаряются улыбками при виде него и как они его радостно приветствуют: «Пашка! Пашка, привет! Ребята, Пашка пришёл! Пашка, иди к нам!»
И все эти крики вместе означали бы одно: «Пашка, как мы рады тебя видеть! Пашка, ты нам нужен!». Я стояла бы и смотрела бы и смотрела, как лица одноклассников при виде сына озаряются радостью и моё лицо бы тоже озарялось радостной улыбкой...
Услышать эти крики, и после такого и умереть не жалко. Хотя, зачем же умирать после такого?
После такого надо жить да жить, и жить счастливо...
Спросил бы меня бог, о чём я мечтаю? Я бы, конечно, начала бы, о длинной и счастливой жизни для себя и близких. Да, об этом я мечтаю и всегда прошу бога о таком. Но ещё бы я попросила бы его о тех улыбках. О тех улыбках для сына моего... Нам с сыном так не хватило улыбок и счастья в его детстве...
Родители думают всегда об отметках в дневнике, о престижности учебного заведения, о чистоте одежды и ещё о многом они думают.
Родители всегда много о чём думают.
Но не о том.
Не о том, о чём надо.Никогда их не занимает, как встречают их детей у школы. А для ребёнка именно это самое важное. И это во-многом определяет то, как пойдёт он по жизни. Это определит и его успех, и его психическое здоровье, и уровень счастья в его жизни. Не умеют взрослые становиться на позицию ребёнка. Не умеют они смотреть на мир глазами ребёнка.
Нам бы не понадобилась вся эта армия психологов и психотерапевтов, и прочих врачей, если бы родители, воспитывая ребёнка, исходили бы из его интересов.
На самом деле, если отбросить всё, что ребёнку не нужно, воспитывать ребёнка очень просто. Для этого и книжек умных читать не надо. Надо просто вспомнить, что тебе было нужно, когда ты был ребёнком. Что для тебя было важно. Что тебя занимало. И постараться дать это своему ребёнку.
И горе твоему ребёнку, если тебя в детстве занимали только отметки в дневнике и те гаммы, которые тебе задавали разучивать в музыкальной школе... Если тебя действительно только это всё занимало, тогда у ребёнка твоего нет шансов... Нет шансов на счастливое детство...
Владимир Владимирович, я уже и забыла, что пишу Вам письмо... Решила, что это я статью пишу. Ну, возможно, я и сделаю статью из этих своих мыслей.
С уважением и с бесконечной признательностью,
Наталья Николаевна Майорова