Почему мы навязчиво цепляемся за свою боль и неприятные переживания? По мнению психотерапевта и священника Нэнси Колер, это немного странный и плохо осознаваемый, но весьма востребованный способ чувствовать себя живыми и заботиться о себе. Как избавиться от этой неразумной и бесполезной привычки?
Вы когда-нибудь замечали, сколько времени тратите на размышления о негативных или болезненных ситуациях и прокручиваете в голове дела, которые идут не так? Проблема не конкретно в вас. Последняя статистика, которую я видела, утверждает: 80% наших мыслей негативны, а 95% повторяются. И чем негативнее опыт, тем чаще мы к нему возвращаемся. Как одержимые тянемся к тому, что болит. Как говорится в буддийской поговорке, мы хотим счастья и при этом гоняемся за страданиями. Зачем?
Возвращаясь к переживаниям снова и снова, мы, по сути, пытаемся заставить негативный опыт обернуться чем-то другим. Наши флэшбеки — это попытки лучше понять нашу боль, провести с ней больше времени и заставить ее уйти. Если мы узнаем причину, выясним, кто виноват и что с этим делать, все будет хорошо.
Звучит парадоксально, но мы держимся за свою боль, пытаясь понять, как ее отпустить.
С болью или любым негативным опытом связано множество неприятных ощущений. В ответ на наше нежелание все это чувствовать ум направляет нас в более знакомом направлении. Он снова и снова переосмысляет суть проблемы в попытке избежать непосредственных ощущений. Ум всегда предпочтет думать о боли, а не испытывать ее напрямую.
Точно также мы, вопреки здравому смыслу, цепляемся за страдание как за способ позаботиться о себе. Постоянно думая о его причине, мы чувствуем, что наша боль имеет значение, что она случилась не просто так и не будет забыта. Эти размышления придают нашему страданию особую ценность. Если вдруг перестать возвращаться к боли, может показаться, что мы отказались от нее, двинулись дальше, прежде чем ее действительно услышали или позаботились о ней.
На экзистенциальном уровне возвращение к страданию позволяет нам ощущать свое «Я», чувствовать, что мы существуем
Если мы не будем постоянно напоминать себе о своей истории, то можем забыть, кто мы, — и что тогда? Кем бы мы были и как бы выглядела жизнь, если бы мы не соотносились с уже сформированным представлением о себе?
На экзистенциальном уровне возвращение к страданию позволяет нам ощущать свое «Я», чувствовать, что мы существуем. Решая какую-то проблему, наш разум чувствует себя живым и активным, а поскольку мы отождествляем себя с ним, наше самосознание также задействовано в этом процессе. Именно в процессе мышления мы создаем свое «Я». Мы буквально думаем, что существуем.
Отказ от прокручивания в голове негативных мыслей может показаться опасным на самом базовом уровне. Как мы узнаем, что мы здесь, если перестанем вовлекать ум в проблемы, в ту самую деятельность, которая позволяет сознанию воспринимать самое себя? Что произойдет, если мы перестанем постоянно восстанавливать в памяти представление о том, кто мы? Без задач, которые требуют решения, мы буквально теряем наше «Я», нашу отделенность от мира.
Итак, наша зависимость от страданий в какой-то степени обусловлена желанием чувствовать себя лучше. Но в результате мы чувствуем себя хуже и страдаем больше, чем нужно. Что же тогда можно сделать, чтобы избавиться от этой зависимости?
ВОЗМОЖНЫЕ РЕШЕНИЯ
1. Развивайте осознанность. Это ключ к избавлению от любой привычки. Начните замечать те моменты, когда вы решаете направить внимание на события или обстоятельства, которые вас беспокоят. Осознайте свою склонность включать в моменты покоя «лакомые кусочки» страдания. Заметьте, что вы это делаете.
2. Признайте, что попались. Когда вы заметите, что проникли через кроличью нору в свою больную историю, признайте, что вы там. Скажите вслух: «Да, я попался» или «Я и правда делаю это прямо сейчас». Замрите на мгновение и, не теряя доброго расположения к себе, признайте, что вы бессильны что-либо изменить, что вы захвачены своими страданиями.
3. Поинтересуйтесь. Без осуждения спросите свой ум, чего он надеется достичь, привлекая ваше внимание к страданиям. Он хочет выяснить, в чем проблема? Попытаться найти другое решение? Позволить вашей боли быть услышанной? Вам нужно помнить о ней, чтобы защитить себя в другой раз? Или вам страшно чувствовать себя хорошо? А может, прокручивание в голове тягостных мыслей вас успокаивает?
В конце концов вы обнаружите, что стремление достичь согласия с умом подобно попытке открыть замок бананом: это просто неправильный инструмент. В следующий раз, когда вы захотите разобраться с болью, напомните себе, что размышлять об этом бесполезно: вы узнали это на собственном опыте. Неудача — великий учитель.
4. Переведите внимание с мыслей о проблеме на ее реальное переживание. Почувствуйте, где и как вы испытываете эту боль в теле. Можно положить руку на сердце и даже произнести молитву об исцелении. Отключите голову и погрузитесь в телесное переживание.
5. Скажите вслух «нет» или «стоп». Мы можем научиться говорить «нет» устремлениям нашего разума так же, как мы говорим «нет» ребенку, который делает то, что причинит ему вред. Иногда более мудрая часть нас должна вмешаться и положить конец вредному поведению ума. Обязательно скажите «нет» вслух, чтобы вы могли услышать и воспринять это чувственно, а не просто как еще одну мысль негативно настроенного ума.
6. Спросите себя, чем вы рискуете, если отпустите свою боль. Выясните, что такое опасное вас ждет в жизни, если вы не будете напоминать себе о плохом. Примите волевое решение не наполнять свое настоящее тревогами прошлого или (возможного) будущего. Будьте смелы: создайте другую идентичность, которая не собрана по кусочкам из личных историй, но всегда нова и постоянно меняется.
В процессе работы вы обнаружите, что можете быть совершенно здоровы и счастливы в данный момент, не возвращаясь назад и не делая того, что прежде.
Нэнси Колер