В Москве, в центре оперного пения Галины Вишневской, состоялось вручение новой международной кинематографической премии «Восток-Запад. Золотая арка». Ее инициировал выдающийся кинодраматург Рустам Ибрагимбеков, написавший за свою жизнь более полусотни сценариев, в том числе для Романа Балаяна, Никиты Михалкова, Расима Оджагова, Сергея Бодрова, Владимира Мотыля, Режиса Варнье… Ибрагимбеков – давний и последовательный сторонник евразийской идеи. По сути, придуманную им премию, которая отныне вручается лучшим фильмам Восточной Европы и Западной Азии, можно назвать евразийским «Оскаром».
Инициаторы «Золотой арки», впрочем, на такую дерзкую терминологию не замахиваются. Хотя первая церемония прошла на поистине оскаровском уровне. Зал был под завязку набит нашими и европейскими знаменитостями. Ироничным и умным вступительным словом церемонию открыл Леонид Парфенов. Призы вручали звезды первой величины - Константин Хабенский, Юлия Снигирь, Ингеборга Дапкунайте, Юрий Колокольников, специальный представитель президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, который сказал важные слова о способности искусства сближать страны и народы…
Обладатели нескольких наград были известны заранее. Так, приз за вклад в европейское и мировое кино получил знаменитый польский режиссер и давний друг России Кшиштоф Занусси.
Специальный приз «Звезда Евразии» был вручен сербской актрисе Миряне Каранович, хорошо известной нашим зрителям, в частности, по фильмам Эмира Кустурицы. Битва за остальные призы развернулась нешуточная…
В шорт-лист вошло 13 картин, прошумевших по мировым экранам, в том числе победитель Берлинского фестиваля, венгерский фильм «О теле и душе», обладатель «Золотого льва» в Венеции, израильский фильм «Фокстрот», фильм классика финского кино Аки Каурисмяки «По ту сторону надежды», наконец, лучшие российские фильмы, в том числе, «Аритмия» Бориса Хлебникова, «Нелюбовь» Андрея Звягинцева, «Теснота» Кантемира Балагова, «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» Александра Ханта, «Мешок без дна» Рустама Хамдамова…
Экспертами новой премии стали 24 кинокритика и киножурналиста со всего мира – и все, как на подбор, специалисты по кинематографу стран Азии и Восточной Европы. Их подвиг на эту трудоемкую работу арт-директор «Золотой арки», почетный президент ФИПРЕССИ Андрей Плахов. Его коллеги из США, Индии, Великобритании, Италии, Канады, Бразилии, Германии и ряда других стран отсмотрели все представленные на премию фильмы. Результат их голосования оказался ошеломляюще неожиданным: почти все главные награды получили российские картины.
Так, «Аритмия» была удостоена премии за лучший сценарий. Актриса Дарья Жовнер из фильма «Теснота» была удостоена приза за исполнение главной женской роли. Ее партнерша по фильму Ольга Драгунова получила приз за лучшее исполнение женской роли второго плана. Алексей Серебряков был награжден за лучшую мужскую роль второго плана (фильм «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов»). И сразу четыре приза получила в этот вечер картина «Нелюбовь» Андрея Звягинцева: за лучший фильм, лучшую режиссуру, лучшую операторскую работу (Михаил Кричман), лучшее музыкальное решение (Евгений Гальперин).
Среди зарубежных мастеров экрана были отмечен только румынский актер Богдан Думитраке, с трагическим накалом сыгравший свою роль в фильме «Поророка», сценаристы фильма «О теле и душе», разделившие этот приз с авторами «Аритмии», и художники-постановщики эстонского фильма «Ноябрь». Иначе, как триумфом российского авторского кино результаты «Золотой арки» назвать трудно. А «Нелюбовь», помимо прочего, взяла реванш за недавнее поражение на Нике», где не получила ни одной статуэтки, в то время как вышеупомянутая «Аритмия» взяла пять главных наград.
Рустам Ибрагимбеков, слегка озадаченный, но и обрадованный результатами премии, посчитал, что мы склонны недооценивать отечественное кино, которое на самом деле гораздо ярче и интереснее, чем мы привыкли о нем думать. В кулуарах же обсуждалась и другая версия: что зарубежные критики в этот раз вольно или невольно «подыграли» хозяевам премии. Дескать, когда без наград остаются победители Венеции и Берлина, а все золото достается российским картинам, – это в высшей степени несправедливо.
Но было бы странно искать некую безукоризненную справедливость в фестивальных и премиальных делах. Искусство – область субъективных оценок и предпочтений. А фестивали и премии – это всегда немного лотерея. Здесь многое, если не все, зависит от состава и уровня жюри. И старейшая российская премия «Ника», и прошедшая в первый раз международная «Золотая арка» еще раз напомнили об этом.
Леонид Павлючик