Мир состоит из кусочков пространства, ограниченных заборами, изгородями, словами, мыслями, поступками. Мир — это набор ограничений. Детский мир — изначально свободный. Но, начиная с рождения, стремительно превращается в территорию с колышками и флажками. ЗАЧЕМ нам, взрослым, ограничивать своих детей? Давайте пошевелим мозгами. Какова цель этих ограничений? Вырастить ограниченных детей? Вырастить послушных детей? Вырастить несвободных детей? Вырастить несчастливых детей?
Малыш родился и… начались ограничения
— Это пространство, передвижение — кроватка, пеленки, соски. Позже — манеж. Еще позже — стены квартиры, песочница, вечный мамин-бабушкин пригляд…
— Это воздух и впечатления, информация — только квартира, и
— Это еда. Для маленьких нужна только такая еда. И начинать ее давать нужно тогда, когда врач пропишет. И что пропишет. Становятся старше , мы ограничиваем их в некачественной еде, при этом забивая ею свой холодильник…
— Это игрушки. В основном покупаемые в магазине, малофункциональные, часто оторванные от реальной жизни. Предметы быта даются, но с неохотой — сломает, порежется, поранится…
— Это люди. Хорошо помню, что мне говорили не показывать детей до месяца — только врачам. Они же не люди:)))) Извините, дорогие мои врачи!
— И, наконец. Это мысли. Наши мысли. Он маленький, а значит глупый еще, не поймет…
Вы скажете, что все это во благо. Для них любимых и единственных. Да, наверное. Но давайте все-таки подумаем, ЗАЧЕМ мы все это делаем?
Наши истинные цели
Мы ограничиваем своих детей, чтобы не бояться за них. Или бояться, как можно меньше. Чтобы полностью убрать страх за ребенка, лучше всего посадить его в комфортабельную клетку. Что многие и делают.
Мы ограничиваем своих детей, чтобы гарантировать им хорошую, успешную жизнь. Жизнь, построенную на НАШЕМ представлении. Почему мы считаем наше представление о жизни идеальным, если оно полно ограничений и схем? Мы считаем свою жизнь счастливой? Нет? Тогда почему мы стараемся навязать свое представление о жизни ребенку? Да? Но разве счастливые люди
Мы ограничиваем своих детей, чтобы помочь им определиться, чего они хотят. Ведь без ограничений, без заборов, без границ дети не смогут определить, чего же они хотят. Попробуйте действовать от противного: предложить ему все — пусть выбирает. Кстати, а почему вы своих детей за дураков держите?
Мы ограничиваем своих детей, чтобы они не могли делать все то, что захотят. Ведь делать то, что хочешь, значит мешать жить другим. Так? Или все-таки не так?:))) В нашей голове, наверное, с советских времен сильно укоренился тезис: жить так, чтобы не мешать другим. А если эти другие наступают нам на горло, то есть мешают нашему развитию, нашему счастью, тогда как?
Мы ограничиваем своих детей, потому что они дураки, сами не соображают, что хотят и как им правильно поступать. Почему мы считаем их дураками? И ЗАЧЕМ?
Мы ограничиваем своих детей, чтобы грамотно организовать свое время. То есть, чтобы все успевать делать, правильно? А что все? И ЗАЧЕМ нам успевать делать ВСЕ? Можно ведь разделить дела на необходимые и второстепенные, на те, что хочется делать и те, что делать не хочется, на те, которые дадут результат и те, которые могут не дать результата даже в далекой перспективе. Тогда ЗАЧЕМ ради них терять сегодня время и ограничивать своих детей? Ради иллюзорных дел?
Мы ограничиваем своих детей, чтобы они не «облажались» в будущем. Извините, за грубое слово, но
Неутешительные выводы
Мы считаем своих детей дураками, то есть умственно ограниченными, то есть людьми, у которых не может быть ни своего видения мира, ни своих мыслей, ни своих желаний.
Мы предпочитаем бояться за них, предполагая, что таким образом сможем обеспечить им успешную жизнь. А что получаем в действительности?
Мы задумываемся о развитии своих детей, при этом ставим постоянные заслоны и запреты, стенки и шоры. Неужели, действительно, в таких условиях можно ожидать развития?
Неужели, создавая ограничения, можно научить детей жить счастливо? Разве не эта глобальная цель общения с ребенком? Или вы хотите научить ребенка только ВЫЖИВАТЬ, то есть тому, что умеете сами?
Ваша Екатерина Мануковская, автор проекта вопросов и ответов «Зачем»