То, что мелкая моторика развивает не только детские пальчики, но и головной мозг, считается сегодня фактом бесспорным. Тем не менее, в школах по старинке активно забывают о предметах труда и рисования. Они, как и в советские времена, остаются предметами последней необходимости.
Но речь не столько о недостатках системы образования — слишком длинным получился бы разговор — сколько о влиянии ручного труда на психику и жизнь в целом. Готова ручаться, что своих детей вы, дорогие мои родители, хотели бы видеть не только умными, но также здоровыми и счастливыми. А по сему позволю себе поговорить о… рукоделии и его месте в жизни ребенка и взрослого.
Мой старший сын ходит в вальдорфскую школу «Радуга» города Воронежа. Но речь не об этой школе и педагогическом подходе. Речь пойдет о результатах, получаемых детьми. Подводя итоги после года обучения, я с удивлением и радостью обнаружила массу необычных изменений. К лучшему, разумеется. И не только у сына, но и у себя.
Что можно делать руками?
В этой школе принято делать множество вещей руками. Дети вместе с учителями лепят, рисуют, вяжут, вышивают, выпиливают, валяют (Помните, что значит валять? Представьте валенки, и будет немного понятнее), клеят, вырезают, ну и т.д. Одним словом, напрягая мозговые извилины, не дают рукам прозябать. Практикуется это в обычной школе?
Все, наверное, помним, на каком месте по значимости стояли в наших школах уроки труда и рисования? Не помните? В моей, например, на последнем. На предпоследнем была физкультура. А у вас?
Вальдорфская школа тем и примечательна, что ставит все это рукоделие (от «делать руками») почти на первое место. Или равное место. В ней просто не предусмотрено разделять голову и руки, душу и тело. Это единое целое.
Результаты
За прошлое учебное полугодие Федюнька научился вязать (на начальном уровне: чехлы, маленьких гномиков), причем, как спицами (проходили в школе), так и крючком — пришел домой и сказал: учи! Я порылась в закромах памяти и вспомнила, что значит вязать крючком.
Первый: Федька навязал кучу корзиночек и чехольчиков, а я с его подачи — летнюю сумку:)))
Второй: Я обнаружила в себе огромную любовь к картону и поделкам из него. И теперь в минуты полного интеллектуального затишья (когда голова просто отказывается работать) включаю руки и клею коробочки самых разнообразных форм и размеров. Они с удивительной быстротой расходятся как подарочные варианты.
Но любопытно даже не это.
Третий: Когда я сажусь и с энтузиазмом, забывая про все на свете, вырезаю, клею и обклеиваю, мое старшее дите находит себе похожее занятие. Мы начинаем таскать друг у друга ножницы и клей, а Егор — младший сын — ходит вокруг нас, завидует и тоже принимается за посильную работу.
Четвертый: Мы обклеили вместе с ребятами чуть ли не полдома (имеется в виду мебель) клейкой пленкой. Причем только яркой: оранжевой, желтой, фиолетовой, красной. Теперь к нам в дом ходят на экскурсию — например, посмотреть на разноцветный холодильник.
Пятый: К зиме я навязала варежек, шарфов и шапок. Опять же сумку — только теперь зимнюю:))). (Еще в начале лета я считала, что вязать не умею. Федюня — чехлы для мобильных телефонов. Периодически он выступает с довольно реальными предложениями о продаже наших творений.
Шестой: Вместе с ребятами освоили лепку из соленого теста. Теперь елка стоит увешанная рукотворными игрушками. А свечки, зажигаемые на праздники, красуются в соленых подсвечниках. Решена проблема подарков.
Выводы
При чем здесь вальдорфская школа и ее подход к рукоделию? А при том, что без нее я бы считала поделки — пережитками младшего школьного возраста, мучилась бы от постоянного мозгового стресса, позабыв, что у меня кроме головы есть еще и руки:))) А мои дети теребили бы меня или ругались.
Наш уютный дом временами становится похож на мастерскую, в которой мы чувствуем себя очень даже при деле.
Оглядываясь на друзей и знакомых, занятых интеллектуальным трудом, я только теперь обнаружила, что им не хватает «рукотворчества». По моим наблюдениям, подавляющее большинство взрослых с удовольствием бы что-нибудь мастерили, изготавливали, лепили. Но им мешает несколько пресловутых причин:
1. Зацикленность на интеллектуальном труде. А ведь с каждым годом таких людей будет все больше и больше. Ручной труд неизбежно уходит со сцены, отдавая первенство неподвижному сидению за компьютером, стучанию по клавишам и виртуальному труду.
2. Вбитое с детства убеждение о второсортности рукоделия.
3. Убеждение, что много заработать руками на жизнь невозможно.
4. Нежелание тратить время на то, что можно приобрести по дешевке почти на каждом углу.
5. Мысли о том, что рукоделие — это для детей. Для взрослого человека заниматься таким делом, по крайней мере, несерьезно.
Плюсы рукоделия
Что же на самом деле дает рукоделие, забирая наше время, которое мы могли бы вложить в деньги? Именно в деньги, потому что другая область нашей жизни от этого не страдает.
— Творчество.
Подключая руки, мы вспоминаем о том, что творить можно не только головой.
— Продуктивный отдых.
Предел мыслительной деятельности существует. Ею невозможно заниматься сутками. Необходим перерыв, отдых. Общение или, скажем, компьютерные игры, как способ умственной разгрузки, недостаточны, либо не подходят вовсе.
Рукоделие же обладает удивительной способностью выполнять сразу несколько функций: отдых, творческий процесс, медитация, очистка мыслей от шлаков. (я имею в виду, что в это время очень продуктивно думать).
— Гармоничное развитие.
Я уже говорила, что вместе с рукоделием приходит понимание, что голова — не единственная часть тела, которой можно
— Отношение к миру и к жизни.
Человек начинает смотреть на жизнь несколько
Белой завистью…
Я немного завидую своего сыну: у него есть возможность учиться в такой школе. Он ходит в нее с удовольствием, расстраиваясь, если занятия отменяют (например,
Ему нравится учиться, что нельзя сказать о большинстве школьников из других школ. А мне не нужно напрягаться по поводу выполненных домашних заданий, а также мотивировать ребенка пойти в школу. Я бы просто это не выдержала
Ваша Екатерина Мануковская, автор проекта вопросов и ответов «Зачем»