Неожиданно яркий, сочный (простите за выражение) эротический триллер от Николаса Виндинга Рефна. Хотя почему неожиданный? Скажем так: скорее неуместный. Такого не ждут. Потому что и смело и ново и талантливо и… слишком ядовито. Зритель подвергается не только нескрываемому, порой необъяснимому восхищению, но и томительной энтропии. Вы не вернетесь из кинотеатра теми, что были раньше. И фестивальные мэтры не вернутся – а потому постараются один из лучших фильмов этого года ничем не награждать.
Что: девушка-простушка попадает в модельный бизнес и взбирается по карьерной лестнице, не только вращаясь в самых настоящих кругах ада, но и выворачивая наизнанку свой собственный адок.
Как: динамично, честно, сверх-реалистично, причем эта сверх-реалистичность доходит до такой степени, что поверить в нее уже невозможно – а значит, уже и фантастика и гротеск и порой чернушная психоделика.
Напряженно и элегантно. Рядом с «шокирующими» эпизодами вполне уживается и крепко сколоченный сюжет и правильно поставленная «разговорная» часть. Видно, что авторы не делали ставки на просто «шокирование», что здесь это отлично найденный художественный прием, а не бессильная попытка хоть как-то зацепить, как это бывает у многих режиссеров.
Тревожность, доводящая до оцепенения… нет, не героев, но зрителя! Последний раз такое со мной было во время просмотра «Малхолланд драйва».
И при всей навороченной изобретательности, сложности композиции (что несомненно плюс!) история подается и воспринимается без особенных сложностей. Не думаешь о вторых, третьих подсмыслах, которые, быть может, где-то спрятались, а ты их не уловил. Не думаешь о символизме, хотя все к тому вроде бы располагает. Это действительно просто история о просто модельном бизнесе и о просто девушках. И продемонстрированный здесь демонизм – просто демонизм, просто сопутствующий модельному бизнесу. Все, как есть. Смотрите и наслаждайтесь.
Направленный на созерцание, но совершенно не глупый фильм. И это тоже редкость.