Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Несия Фердман: Умение задавать вопросы

Чем отличается «слушать» от «слышать»? Чтобы найти выход из ситуации, надо отфильтровать повседневный шум.

Чем отличается «слушать» от «слышать»? Чтобы найти выход из ситуации, надо отфильтровать повседневный шум. Простые способы включения внутреннего фильтра.

Коучинг — это непосредственный контакт, работа глаза в глаза, вопрос — ответ, разбор темы, движение вперед, остановки, обсуждения, движение дальше. И я решила, что в каждом номере буду сама себе задавать вопрос, или этот вопрос мне будут задавать мои друзья, коллеги, клиенты, а я буду отвечать на него. Вопрос, конечно, волнующий если не всех и каждого, то точно многих.

Вы знаете, что коучинг строится на правильно заданных вопросах. Мы задаем вопрос. А слышат ли наш вопрос? Нам отвечают. А слышим ли мы ответ? «Слушать» и «слышать» — это не одно и то же. В коучинге есть понятие «четыре уровня слушания», но я не буду подробно останавливаться на каждом. Хочу только сказать, что мы обычно находимся на уровне первом. Это нормальная защита от информационного потока: если всю информацию мы будем именно «слышать», мы сойдем с ума. Поэтому мы ставим фильтры. И… забываем их убирать, когда с нами говорит важный для нас человек. Наше общение иногда напоминает общение двух подростков в наушниках в шумном вагоне метро: у каждого в плеере свой саундтрек, наушники не снимаем, говорим каждый о своем, думая, что поддерживаем разговор, выходим на разных станциях, пожимаем плечами и расстаемся до встречи в мессенджере. Как вы думаете, в таком эпизоде мы что-то узнали друг о друге? А если еще пытались что-то нужное обсудить и прийти к единому мнению или услышать другого? Ничего не выйдет.

У каждого свой саундтрек жизни: эмоции, впечатления, самочувствие, рефлексии. У нас общий фон: агрессивная среда, активный шум — все что угодно. Нет тишины ни внутри, ни снаружи. Это, конечно, метафора, но вот так примерно мы друг друга слышим: через помехи, которые можно красиво назвать фильтрами.

Задача — убрать фильтр: снять наушники, выйти из поезда, сесть в тихом месте и настроиться на собеседника. И не думайте, что это так просто. Уйти от внешнего шума легко. А попробуйте убрать свои эмоции и оценки, когда вы слушаете другого человека. Вот он рассказывает что-то, что вы когда-то слышали, или читали, или считаете, что знаете. Что делает ваш мозг (будем называть воспринимающее устройство привычным словом)? Он начинает работать в «сберегающем режиме», не включаясь, он ведь «это все уже знает». А если включиться? Если убрать фильтр «я это знаю»? Могу вам сказать абсолютно уверенно, что из 100% полученной информации минимум 10% окажутся для вас новыми данными. И может быть, именно эти 10% окажутся столь важными в вашей беседе — именно они помогут вам услышать что-то такое о собеседнике, чего ранее вы не могли себе даже представить, и ваше общение перейдет на другой уровень. Попробуйте, проведите такой сеанс «слушания» с близким человеком, это не просто, но оно того стоит.

А как важно получить как можно больше информации в деловых переговорах, в обсуждении спорных вопросов. И не с самыми приятными и комфортными для нас людьми. Представляете, какой фильтр эмоций и предубеждений стоит на входе информации? Самые безобидные пассажи приобретают звучание грозных обвинений или дурацких оправданий. А попробуйте выключить фильтр. Меня не раз спрашивали: «Как это сделать? Это почти невозможно!» Отвечаю. Все возможно, если этот разговор важен для вас, и если вы сейчас считаете, что не важен, то, видимо, все-таки вам мешают фильтры и помехи. Перед вами человек. Вы что-то о нем знаете, вас что-то привело к этой встрече именно с ним, и в нем точно можно найти хоть 2% качеств, умений — чего-то такого, что вам нравится. И не отрицайте, что их нет. Они есть точно. Ищите. И когда найдете, говорите именно с обладателем этих 2% добра (в вашем понимании, конечно). И вы увидите, что через 10 минут это будет уже 10%, и слышать вы будете не то, что ожидали, а — о чудо! — что-то новое, интересное. Удачи в упражнении «я тебя слышу». И до встречи.

Автор: Несия Фердман

Источник

476


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95