Уже при беглом взгляде на этот список, у меня появляется ощущение: что мир немного меняется. Что приходят новые люди, а вместе с ними и совершенно новый подход к сериальному производству. Лучше или хуже всё это окажется в итоге? Хочется верить, что лучше. Хочется верить, что мы развиваемся и достигаем новых планок качества. Так оно или не так - покажет время. А пока стоит всё-таки постараться увидеть хоть что-нибудь из перечисленного.
Марк Максимов, редактор 1001.ru
На омском кинофестивале дебютов «Движение» в этом году показали рекордное количество сериалов - семь. Даже фильмом закрытия стал пилот сериала «Квартет» Анны Меликян — кино настолько виртуозное, что немедленно захотелось посмотреть его продолжение. Вообще, телепрограмма «Движения» в этом году выглядела на порядок мощнее конкурса полнометражных картин, из чего можно сделать давно напрашивающейся вывод, что у нас в стране научились снимать качественные сериалы, ничем не уступающие фильмам. Правда, поставить на поток их производство получилось пока только у ТНТ, поэтому неудивительно, что подавляющее число телешоу на фестивале были от этого канала: в связи с этим несколько сиротливо на их фоне смотрелся первоканальный «Город» — тоже, кстати, крайне недурной. Ну и не будем скрывать, что самое сильное впечатление (правда, со знаком минус) на Кино-Театр.ру произвела «Пьяная фирма» — в высшей степени безумное кино, "неопознанный сериальный объект", выматывающий художественный эксперимент Григория Константинопольского.
«Город»
Телеканал: Первый
1961 год, время «оттепели». Пока Виктор Хрусталёв и Егор Мячин пытаются снять кино на «Мосфильме», в Струнево — город поселкового типа, расположенный в ста километрах от Москвы, - прибывает столичный оперативник Родион Стоцкий (Пётр Фёдоров), который настолько модно одет для здешних краёв, что его сразу принимают за хипстера-стилягу. Стоцкий направлен помочь местному отделению полиции, которое в помощи вроде бы и не нуждается: уровень преступности в городе почти нулевой, но это лишь видимость. Сразу же после приезда Родион становится свидетелем гибели школьного учителя, а в ходе расследования раз за разом натыкается на следы глобального заговора: тихим городком, в котором простые жители вроде бы мирно уживаются с бывшими зэками, блатными и ворами в законе, руководит невидимая рука короля преступников, которого все называют Папой. Главный фокус «Города» — это его ракурс: Дмитрий Константинов, соавтор сценария тодоровской «Оттепели», наглядно демонстрирует, что оттепель оттепелью, но в деревнях и маленьких городах жизнь идёт своим чередом и ничего особо не меняется, если, конечно, не трогать потенциальный источник бед, "осиное гнездо". У «Города» в этом смысле классическая «твин-пиксовская» экспозиция: мы видим мир глазами чужака, который это гнездо намерен разворошить, а точнее устроить в Струнево настоящую «Ликвидацию».
«Адаптация»
Телеканал: ТНТ
Это в лихие 90-е иностранцы ехали в Россию, чтобы постичь загадочную русскую душу и «Особенности национальной охоты». Сейчас, на новом витке «холодной войны», ждите в гости шпиона из ЦРУ (Леонид Бичевин), который умело притворится вашим земляком из Краснодара, а если кто усомнится в его русскости, он, приспустив галстук и закатав рукава, живо раскидает за Пушкина, Кубань и Родину-мать. Убедив таким образом высшее руководство в своей благонадежности, цээрушник отправляется в самое сердце России — город Ноябрьск, — чтобы проникнуть в местный филиал «Газпрома» и выведать секреты фирмы. Но как бы смекалист ни был агент под прикрытием, ему только предстоит узнать, что умом Россию не понять…
«Адаптация» берётся отфлексировать обострение отношений России с Западом, но не в серьёзном, а в комедийном ключе. На шахматном поле сходятся ЦРУ-шники, ФСБ-шники и прочие агенты А.Н.К.Л. Однако действие сериала происходит отнюдь не в типичных для шпионских фильмов интерьерах, а в локациях русского заполярья с его социокультурными особенностями. Так, например, единственная драка в пилотной серии происходит, потому что герой Бичевина пытается поймать вай-фай в кабинке кабацкого туалета, а ему нормально не дают это сделать.
Вообще с гэгами в «Адаптации», кажется, всё в порядке. Шутка на шутке едет и шуткой погоняет, благо клубок мировоззренческих противоречий настолько плотный — фиг выпутаешься.
«Ольга»
Телеканал: ТНТ
Что ни день, то неприятности у московской педикюрщицы Ольги (Яна Троянова): дочь залетела, маленький сын пристаёт к одноклассницам, сестра выносит мозг, а отец ушёл в запой. Как следствие - отпуск накрылся медным тазом. Однако, несмотря на все жизненные неурядицы, Ольга не опускает руки, а наоборот - каждые пять минут отпускает едкие колкости. Оно и понятно: что поделать, если твоя прописка — страна ОЗ? Надо просто научиться жить в дурдоме.
«Ольга» на ТНТ — выход на бис актрисы Яны Трояновой с фирменными притопами и прихлопами, то есть она периодически на кого-то притопывает, а кого-то хочет прихлопнуть. Интересно посмотреть, как Троянова разовьёт роль, доставляющую ей явное удовольствие, ведь, несмотря на все хиханьки да хаханьки, у сериала есть драматический потенциал - и Троянова способна его реализовать.
«Чурросы»
Телеканал: не известно
Как призналась режиссёр проекта Надежда Михалкова, «Чурросы» — это шутка, разросшаяся до пилотной серии. «Шутка» была написана театральными драматургами братьями Пресняковыми, которые также исполнили главные роли в «пилоте». Сразу надо пояснить, что чурросы - это не только сладкая выпечка родом из Испании, но и название кафе, в котором братья Пресняковы меряются чем только можно с сыновьями Анны Михалковой (Андрей и Сергей Баковы), в то время как сама Анна Никитична сидит на приёме у психолога и исповедуется. В дальнейшем, согласно синопсису, не психолог, а именно Пресняковы должны помочь Михалковой наладить контакт с детьми, а её сыновья - драматургам справиться с творческим кризисом, чтобы наконец написать новый сценарий.
Пилот «Чурросов» действительно выглядит шуткой и непонятно, как далеко она зайдёт. Потому что представить этот забавный, но необязательный междусобойчик на ТВ, крайне сложно.
«Извращенцы»
Телеканал: ТНТ
Если в двух словах: «Извращенцы» — это странный проект, инициированный сценаристом бусловской «Родины» Андреем Мигачёвым и снятый сёстрами Носик. Если чуть подробнее: он носит подзаголовок Work in progress (то есть работа над ним всё ещё продолжается), а выглядит как кинопробы, в которых задействованы актёры из сериалов ТНТ «Озабоченные» и «Измены», плюс ещё несколько известных артистов - от Евгения Цыганова и Максима Виторгана до Ольги Сутуловой и Равшаны Курковой. «Извращенцы» — это история, которая не складывается в единый пазл, так как в ней отсутствует несколько необходимых деталей. Мигачёв честно предупредил перед показом, что разобраться в сюжете «Извращенцев» до конца не получится. Однако кое-какая картина после просмотра актёрских этюдов всё-таки вырисовывается.
В «Извращенцах» рассказывается о людях с проблемами, посещающих психолога, у которого, в свою очередь, тоже ворох личных трудностей. И вот они друг друга этими проблемами мучают. Снято всё это на стыке комедии и драмы - и чисто гипотетически выглядит не менее любопытно, чем те же «Озабоченные» и «Измены».
«Пьяная фирма»
Телеканал: ТНТ
Пожалуй, самым странным сериалом, показанным на «Движении», стали всё-таки не «Извращенцы», а «Пьяная фирма» Григория Константинопольского («8 ½ долларов», «Кошечка», «Кукушечка»). Знакомым с творческим методом режиссёра нет смысла объяснять, что они увидят - такого градуса безумия кино ещё, кажется, не знало. «Пьяную фирму», премьера которой запланирована на ТНТ, тяжело смотреть не только эмоционально, но и физически: может начаться истерика. Это категорическая несмешная комедия (хотя она всячески притворяется смешной). Чёрная дыра, в которой царят другие, не применимые к земным, законы драматургии. Кажется, Константинопольскому первому из режиссёров удалось снять фильм на мосту Эйнштейна — Розена.
Спивающейся, но в прошлом гениальный врач-реаниматолог Григорий Михайлович Штучный (Михаил Олегович Ефремов) открывает фирму по выводу людей из запоя, чтобы обеспечить беременную дочь (Елизавета Боярская) деньгами, необходимыми для покупки лекарств (беременность протекает не так гладко, как хотелось бы). Дочь о существование отца не подозревает, поэтому всячески удивляется, увидев конверт с нужной суммой у себя на столе. Вы же не удивляйтесь, если в середине четырёхсерийного сериала история с «пьяной фирмой» перестанет быть главной. Она не важна Константинопольскому, равно как и поколенческий конфликт отцов и детей, который он, вроде бы, педалирует. Константинопольскому интересно другое — поставить над зрителем эксперимент: залихватски погрузить его в наркотический трип (с чем-то еще это кино трудно сравнить).
«Квартет»
Телеканал: ТНТ
Анна Меликян («Русалка», «Звезда», «Про любовь») тоже нашла себя на ТНТ. Пилотная серия «Квартета» — необычная и лихая по меркам русских сериалов работа, хотя бы потому, что её героями оказываются четыре «десперадос» — три девушки и один парень. Правда, среди них оружие в чехле от музыкальных инструментов хранит только героиня Александры Бортич, но лиха беда начало! В первой серии девушка бежит от серьёзных ребят в Севастополь, а чтобы залечь там на дно, поступает в местное музучилище, хотя сама в совершенстве владеет смычком от виолончели. В общаге она знакомится с тремя скрипачами: элитной проституткой (Тина Далакишвили), среди клиентов которой — замминистра культуры, клептоманом (Эльдар Калимулин) и странной девочкой (Полина Виторган). Постепенно между ребятами завязывается дружба.
Самое интересное, что в «Квартете» персонажи раскрываются через отношение к музыке и музыкальным инструментам. Например, Бортич играет на виолончели как богиня, но всё порывается от неё избавиться, хоть та и постоянно её выручает. Далакишвили, наоборот, боготворит скрипку, нянчится с ней, как с ребёнком, но скрипачка из неё посредственная. Играть слаженно у героев категорически не получается, но, очевидно, придётся - опасность таится за углом (серьёзные ребята не отстанут). Поэтому маленькой банде «десперадос» в любой момент может понадобиться превратиться из квартета музыкального в «Криминальный квартет».
Евгений Ткачев