Специализированные заведения для детей и подростков, в которых те могут примерить на себя предполагаемую будущую профессию, — полезная практика. Однако встретить её можно разве что в двух столицах да десятке крупных городов России. И это несмотря на то, что одно из таких мест в России появилось ещё в 1937 году.
Неизвестно, что стало причиной такого решения (возможно, активное переустройство всей железной дороги в рамках строительства коммунизма), но на одном из слётов пионеров Раменского района Московской области был избран совет для строительства Детской железной дороги (ДЖД) в посёлке Кратово. Дальше совет содействия находил руководителей и ответственных, те, в свою очередь, отыскивали рабочие руки, которые принимались за работу.
Какой бы маленькой ни была железная дорога, справиться самостоятельно с её строительством дети не могли, поэтому часть работы — проектирование, транспортировка особо тяжёлых предметов, проверка безопасности — выполняли взрослые. Однако большую часть обязанностей всё же взяли на себя несовершеннолетние. Всего за четыре с лишним месяца были построены уже два километра железных дорог, после чего члены кружков юных железнодорожников приступили к полугодовому обучению.
С того времени ДЖД претерпевала серьёзные изменения: она была частично повреждена во время Великой Отечественной войны и на некоторое время прекратила работу, так как юные железнодорожники принялись за строительство «взрослых» железных дорог, которые сыграли важную роль в период войны. ДЖД достраивали, продлевая пути и создавая новые промежуточные платформы, её название менялось в зависимости от времени и политической ситуации в стране, однако свою деятельность дорога не прекращала. Прокатиться в голубых вагонах можно и сейчас.
Несмотря на то, что с точки зрения транспорта ДЖД предприятие практически бесполезное — с мая по август несколько раз в день с 11.00 до 15:30 вы можете за 15 минут проехать расстояние в 3,8 километра вглубь города Жуковский (которое на обычной железной дороге поместилось в пределах двух платформ) — ДЖД также выполняет функции развлекательного центра и места практики для будущих железнодорожников.
Обучение здесь проходят как школьники 11-17 лет из подмосковных школ, так и члены клуба «Юный железнодорожник» при МИИТ (Институте пути, строительства и сооружений Российского университета транспорта). На период обучения Московская Малая железная дорога превращается в город детей, из которого исчезли все взрослые. На путях работают дети, роль диспетчеров выполняют дети, проводники и контролёры — тоже дети.
Детская дорога расположена рядом с Жуковским, и до неё из центра Москвы надо добираться не меньше часа (а в Кратово ещё и не каждая электричка останавливается). Зато те, кто добрался до ДЖД, как правило, уходят не разочарованными.
Однако иногда встречаются и подобные комментарии:
Это место имеет смысл посетить только как дополнительный объект к основной части вашего времяпрепровождения с детьми.
Это просто часовой проезд туда-обратно и все :(Я ожидала какого-то действа...
Не понятно, какого именно «действа» взрослые люди могут ожидать от Детской железной дороги? Детей-бездомных, детей-музыкантов и детей-продавцов, которые будут мешать спокойной поездке? Переход обычной поездки в аттракционы? Конкурсов?
Если у вас есть сильный интерес к железным дорогам, то мимо этого места явно не стоит проходить и, как минимум, разок с детьми посетить ДЖД (и не обязательно в Кратово: аналогичные ДЖД есть в Новосибирске, Казани, Кемерово, других городах России). Сезон, как обычно, откроется в конце мая - начале июня. А пока можно посмотреть старенький сюжет «Галилео» про это место.
Роман Морозов