«Я абсолютно с вами согласна и хочу добавить...». Какие еще фразы можно использовать, чтобы перебить собеседника, перевести монолог в диалог и при этом не обидеть человека, рассказывает психолог Мария Меркулова.
Есть люди, которые обожают говорить и совсем не умеют слушать. Если на вашем пути такие «говоруны» попадаются с завидной регулярностью и вы не умеете их перебивать, пришло время освоить этот бесценный навык. Психолог Мария Меркулова рассказала, как это делать в красивой и даже жесткой форме.
1. Самый простой способ перебить человека — это дать понять собеседнику, что вы усвоили то, что он вам хотел донести. Для этого идеально подойдут подтверждающие фразы: «да, да, я поняла», «это понятно», «я абсолютно с вами согласна и хочу...». Можно усилить их действие кивком головы или движением руки, когда ладонь плавно опускается вниз, как у дирижера. Мозг воспринимает подобные вещи, как сигнал к завершению беседы.
2. Следующий вариант похож на первый: вы показываете человеку, что поняли его правильно, т.е. уловили главную мысль. Здесь важно успеть закончить фразу за собеседника, сделать тот самый вывод, к которому он все никак не приходит сам: «Да, понимаю, получается, что тогда....». Обычно подобный вариант подходит в том случае, когда человек говорит медленно, растянуто, витиевато, а вы привыкли четко излагать свои мысли и хотите видеть это качество в своем собеседнике.
3. В психологии общения есть техника «активного слушания», когда мы всячески поддерживаем разговор. Если нам нужно перебить собеседника, некоторые ее принципы можно использовать. Допустим, человек долго и нудно о чем-то вещает, вы можете перебить его речь фразой: «правильно ли я понимаю, что...». А далее вы одним предложением, т.е. очень коротко, описываете то, что собеседник пытался вам сказать полчаса. Если вы реально уловили смысл и смогли описать его парой слов, обычно это приводит к завершению диалога.
4. Если беседа затягивается, всегда можно задать вопрос: «Что это значит, когда ты говоришь о ..?» или «О чем конкретно ты сейчас мне хочешь сказать?». Таким образом, вы заставляете собеседника перестать «лить воду» и перейти к конкретике.
5. Приблизить финал порядком надоевшей беседы можно и так: «... и тогда из этого следует...», «... что тогда случится». Вы ускоряете логическую цепочку изложения собеседника, приближая его к окончанию беседы.
6. Никто не отменял «эмоциональные поглаживания» в виде таких фраз: «Все это очень интересно, но простите мне пора бежать», «Ты рассказываешь такие удивительные вещи, но...». Сначала вы подчеркиваете значимость собеседника и того, то он вам рассказывает, а потом технично уходите либо переводите тему.
7. Если все эти фразы для вас слишком сложные, используйте невербальные знаки. Самый простой способ: с озабоченным лицом посмотреть на часы. Можно отвлечься на других людей, посмотреть по сторонам. Чувствительный собеседник обязательно это заметит и поймет, что затянул речь и превратил диалог в монолог.
8. Не провоцируйте собеседника на продолжение беседы, если вам она не доставляет никакого удовольствия. Не нужно кивать головой и задавать вопросы, предполагающие развернутый ответ. Вопросы наоборот должны быть закрытыми, когда человек может сказать только «да» или «нет», не более.
9. Иногда можно сказать что-нибудь не по теме: «Сегодня снова снег». Вы даете понять, что вам не интересно слушать то, о чем рассказывает человек, но чтобы подсластить пилюлю всегда можно добавить: «Прости, я задумался, эта тема вызвала у меня свои воспоминания» или «натолкнула меня на воспоминания».
10. Сравните две фразы. Вопросительную «Простите, можно ли я выскажу свою точку зрения?» и утвердительную «Простите, я выскажу свою точку зрения». Они вроде бы похожи, но в то же самое время очень разные. Я рекомендую использовать первый вариант, поскольку он более мягкий, ведь вы всего лишь спрашиваете, а не заявляете о собственной правоте, но при этом добиваетесь того, что вам нужно — перехватываете инициативу разговора.
11. Следующий способ, пожалуй, самый ужасный, зато действенный. К нему лучше прибегать, если вы не видите другого выхода: «Я же тебе говорила/предупреждала/знала, что все так и будет». После таких формулировок у человека явно пропадет желание что-либо рассказывать или чем-то делиться. А еще можно дать негативную оценку поступку собеседника: «Да, ты поступил неправильно!», «Зачем ты это сделал?» и т.д. Так вы точно сократите время неприятной беседы.
12. Еще один способ — перейти на философствование. Скажите собеседнику: «Да, чего только не бывает», «Жизнь — сложная штука». Так вы невзначай обесцениваете то, о чем говорит человек. Да, это не самая лучшая техника, но она приведет вас к желаемому результату — прекратить беседу.
Оксана Морозова