Написанием кино-сценариев я на самом деле занимаюсь не так долго. Всего-то года два, плавно перетекающих в три. За это время успел поучиться во ВГИКе, но так толком и не дошел ни до одной экранизации. Что-то есть сейчас, есть несколько «многообещающих» проектов, о судьбе которых всё равно пока лучше даже не заикаться, чтоб не сглазить.
За три года я написал в общей сложности пять полнометражных сценариев и около пятнадцати коротких. Не считая нескольких пьес. Из них лишь три полных метра до сих пор считаю достойными того, чтобы о них говорить и лишь пять коротких. Короткие, кстати, даются тяжелее. Но еще было целое множество попыток написать что-нибудь полноценное и замечательное. Если бы я каждую такую попытку довел до конца, то уже мог бы похвастаться солиднейшей фильмографией. Но нет. Не могу даже их сосчитать. Иногда, роясь в компьютере в каких-нибудь старых и забытых папках вдруг обнаруживаю что-нибудь, о чём совершенно забыл и затем с удивлением, перечитываю вновь. Прикидывая – может, стоит вернуться с новым дыханием? Может, затея не так плоха? Но обычно меня увлекает какая-нибудь новое затея, а это так и остается себе лежать. Сегодня я хочу рассказать Вам о некоторых таких проектах и вместе с Вами подумать, чем же они так плохи, почему их не удалось довести до ума.
Проект «Незабудки»
Эту вещь я писал еще до того, как решил поступать во ВГИК. Мне казалось, что это идея на миллион. Что это настоящий фантастический блокбастер, на который ни один продюсер не поленится потратить все возможные ресурсы, лишь бы фильм вышел. Вкратце – действие происходит в Бурятии, в Улан-Удэ, туда приезжает журналист, чтобы сделать репортаж об Иволгинском дацане. Но попадает в передрягу. Город находится в военном положении. Почему? Потому что, рассказываем мы, в городе с недавних пор начал разрастаться невиданный доселе подвид Незабудки, - положишь на веки лепестки ее и попадешь в иные пространства, в иные, восходящие миры. Эдакое путешествие по райским областям. Это быстро вошло в моду. Незабудками стали увлекаться все, кому не лень, а вслед за этим во всем городе стали уверенно нарушаться законы пространства и времени. Всяческие аномалии. Государство, тем временем, не желая, чтобы жители один за другим уходили в рай, таким образом, объявили незабудку запретным растением и… тут повествование оборву, скажу только, что там было множество фантастических сюжетных линий, дантовских путешествий по раю и аду и проч. и проч.
Почему не получилось? Мне кажется, я переборщил с фантастикой. А еще, когда я прочитал первые пятнадцать страниц во ВГИКе на творческом семинаре меня жестоко обсмеяли! В особенности, что, дескать, незабудочные путешествия в рай всеми были восприняты как наркотическое опьянение, а я ведь совсем не это имел в виду. Эту идею я пытался реализовать где-то год. Даже в прозе. Но не вышло. Все время что-то оказывалось слишком глупым, чтобы существовать
Проект «Лэ»
Тоже старая затея, основано на одной из моих первых опубликованных повестей. Однажды я сговорился с одним полузнакомым режиссером, который искал полный метр. И мы с ним решали, что бы ему подошло. И я ему вкратце пересказал странный, почти бессюжетный, извините за тавтологию, сюжет этой повести. И он ему понравился. И я решил переделывать повесть под сценарий. Делал это долго и мучительно, а потом режиссер взял и пропал. А потом я оглянулся и осознал, что эта история может быть и хороша сама по себе, но единственный человек, кто мог бы ее достойно воплотить на экране – взял и пропал. А смысл?
«Механическая бабушка»
Не оставлял идею придумать какой-нибудь сногсшибательный и в то же время простой, незамысловатый фильм ужасов на современную тему. И пришла в голову такая мысль… Некто влюбляется в девушку по соседству, у которой тяжело больная бабушка – вот-вот умирает. И когда бабушка умирает, этот некто, влюбленный в ее внучку, немножко сходит с ума. Его посещает прекрасная дама, похожая на ту соседку, но это не она – это суккуб. Потом выясняется, что это та самая бабушка, она в молодости, - соответственно развивается странный любовный треугольник-конфликт между героем, героиней и навязчивым призраком, который хочет встать на место героини. По сюжету – получалось довольно увлекательно, но, написав двадцать страниц, я от затеи отказался. Потому что подумал, что это как-то неправильно, про бабушек так писать и делать их «главными чудовищами» фильма. Хотя, наверное, это что-то личное – и другой бы с такой задачей справился.
«Родинка»
Когда мне во ВГИКе сказали, что моя сверхфантастическая, сумбурная и абсурдистская история про «Незабудку» никому не нужна и мне нужно срочно учиться писать что-нибудь совершенно простое, я надолго ушел в размышления. Ведь мне нравилось писать только исключительно что-нибудь необычное! А тут мне бросили вызов, получается. Надо достойно ответить. И в голову как-то раз пришла тривиальная история, аналоги которой можно встретить, наверное, не раз.
Допустим, некто состоятельный мужчина, бизнесмен, удочеряет некую девочку. Жена, например, не может родить по тем или иным причинам. Девочка растет, с ней обращаются ласково, но по сути она выполняет роль домработницы. Хотя ей эта роль нравится – она маньяк-перфекционист, исключительный любитель чистоты и порядка. С этой любовь к порядку она неожиданно начинает вмешиваться в дела приемного отца – и вдруг ему это начинает нравиться. Она помогает ему во всем и поднимает его бизнес на новый уровень. Она добивает абсолютной гармонии в доме и проектирует масштабный ремонт. У нее отличный вкус, замечательное экономическое чутье и… ненависть к приемным родителям. Которых она собирается уничтожить. Но они об этом не подозревают, а ловушка тем временем – захлопывается! Идея банальная, на мой взгляд, но почему-то привел в восторг всех моих учителей и даже однокурсников. Мол, бери скорей и делай! Получится здорово, динамично и без всяких смысловых завихрений. И я пытался. Но получалось скучно. Дальше завязки не дошел. И всех разочаровал!
«Кут-сюр»
Вообще первая моя вещь, которую я начал писать еще даже до того, как узнал о существования американского формата записи сценариев. Навеяна была прекрасными фотоработами художницы Марии Ястребовой. Мне бы хотелось написать что-то простое и глубокомысленное, посвященное красоте и свободе. Некто неудавшийся семинарист попадает в деревню, в компанию трех молодых сестер, влюбляется то в одну и в другую и ведет метафизические разговоры о главном.
Ошибка этого сценария? В излишней метафизике. Даже в большей, чем была в «Незабудке»
«Не помню названия… что-то там про художника»
Вторая моя вещь. У формате уже знал. Что самое странное – из всех неудавшихся проектов, этот был завершен на 95%
И не сказать, что оставшиеся пять были какими-то очень сложными, трудными, что я не мог подготовить себя к их написанию… нет. Просто в один момент я вдруг решил, что эта идея смотрится очень глупо. Что не зачем было и начинать. И просто перестал писать. И, кстати, даже оригинал затерял, не могу его найти в старых папках.
Там было про художника, одержимого образом девочки-соседки, портрет которой он все время рисовал. И в дни художественного вдохновения, позанимавшись ее портретом, он начинал испытывать всяческие, опять же, видения о других мирах – и потому искал встреч с этой девочкой все чаще и чаще, совершенно не обращая внимания, что он ее уже пугает. А потом она пропала. Ее просто не стало – вместе с родителями художник ее искал, искал, да так и не нашел. Родители в трауре, а художник вдруг обращает внимание на ее младшую сестру, которая тоже может стать прекрасной моделью!