В «РИА Новости» прошла пресс-конференция «Независимая система оценки качества работы образовательных организаций». Известно, что попытки независимой оценки уже предпринимались в рамках КПМО. В результате реформирования практически во всех регионах созданы центры оценки качества образования и центры мониторинга. Однако специалисты считают, что этого мало и они не всегда хорошо работают…
Самая безобидная оценка в мире
Чтобы войти в курс: в российской системе образования превалируют государственные механизмы оценивания качества, причем зачастую с последующими санкциями в отношении отстающих. А вот инструменты общественного оценивания не развиты.
В Указе от 7 мая 2012 г. глава государства дал поручение сформировать эту систему, включая определение критериев эффективности работы образовательных организаций и введение публичных рейтингов их деятельности.
Юридический статус независимая оценка получила в новом Законе «Об образовании в РФ», в котором ей посвящена ст. 95, характеризующая систему лишь в общих чертах. Из нее следует, что независимая оценка качества образования осуществляется в отношении организаций, ведущих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ по инициативе юридических или физических лиц на основе общедоступной информации. Причем организации, осуществляющие оценку качества, устанавливают условия, формы и методы ее проведения и порядок ее оплаты.
Наконец, результаты независимой оценки (в отличие от профессиональной аккредитации) не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на образовательную деятельность и не влияют на аккредитацию.
Экспертизу может заказать каждый
Директор Департамента стратегии, анализа и прогноза Минобрнауки Григорий Андрущак рассказал о том, что министерство еще в феврале этого года разослало в регионы «Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций» (утверждены 14.10. 2013 г.), в которых подробно описываются задачи, порядок и условия проведения независимой оценки.
Так, потребителями (и заказчиками) новой системы могут быть не только учредители (федеральные и региональные органы исполнительной власти) или организации (школы) и профессиональные ассоциации, но и семьи, и даже сами учащиеся (старшеклассники), поскольку одна из задач нововведения – формирование информации для осознанного выбора семьями образовательных организаций и программ обучения.
Кто может ее проводить?
К осуществлению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций могут быть привлечены: некоммерческие организации, деятельность которых имеет социальную направленность и обеспечивается специалистами, имеющими соответствующий уровень квалификации; коммерческие рейтинговые агентства, имеющие опыт создания рейтингов организаций социальной сферы; региональные центры оценки качества образования; отдельные эксперты или группы экспертов, имеющие соответствующий опыт участия в экспертных оценках качества образования.
Возможно привлечение нескольких исполнителей под разные технические задачи: разработка методики оценочных процедур, проведение оценки, создание базы данных, статистико-математическая обработка результатов и т.д.
У всех участников независимой оценки своя сфера ответственности: органы власти обязаны обеспечить условия для развития независимой оценки, образовательные организации – предоставить информацию в открытом доступе; эксперты – разработать и согласовать критерии с представителями общественности (это могут быть управляющие советы в школах или профильные комиссии в региональных общественных палатах), которые, в свою очередь, участвуют в выборе экспертов, формируют принципы и подходы оценки качества.
Зачем?
Независимая оценка качества образования – одна из составляющих государственно-общественного управления образованием и первый шаг на пути построения гражданского общества. Но это в идеале.
По мнению Григория Андрущака, в рейтингах сегодня «больше информационного шума, чем содержания».
А научный руководитель Центра мониторинга качества образования Высшей школы экономики, почетный академик РАО Виктор Болотов считает: «ЕГЭ выпустил джинна из бутылки, и все стали строить рейтинги, причем совершенно безграмотные, в которых сельские школы стоят рядом с престижными гимназиями».
Научный руководитель Института образования Высшей школы экономики Исак Фрумин говорил о разных рейтингах для разных целей.
Но и в методических рекомендациях сказано, что «при формировании системы рейтингов необходимо учитывать специфику характеристик и факторов, влияющих на качество предоставления образовательных услуг, а именно: территориальное расположение образовательных организаций, направленность образовательных программ, особенности контингента обучающихся». И в зарубежных рейтингах академические достижения учащихся выступают только в качестве верхушки айсберга, основанием которого являются социально-экономические факторы.
Значит, дело не просто за разработкой объективных и всесторонних критериев независимой оценки, а в понимании цели самой процедуры. И конечно, ее стоимости.
«Если расценивать независимую оценку качества образования как сервис для родителей, старшеклассников, организаций, то возникает вопрос: кто за это будет платить? Над этим вопросом надо работать вместе с финансистами», – считает Виктор Болотов.
О достоверности данных
Есть еще одна проблема: доступность и открытость тех данных, с которыми предстоит работать экспертам. Известно, что многие организации не выкладывают на свои сайты всю информацию, несмотря на то что согласно ст. 97 Закона «Об образовании в РФ» органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и органы, осуществляющие образовательную деятельность, обязаны обеспечивать открытость и доступность информации о системе образования. Более того, есть Постановление Правительства № 582, в котором подробно описаны правила: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_153274/.
Но если на свои подведомственные вузы Минобрнауки может оказать влияние, то с региональными и муниципальными организациями сложнее. Так, по словам исполнительного директора Центра социальных рейтингов Натальи Тюриной, на сайтах 40 региональных органов управления образованием не выложена даже информация о результатах итоговой аттестации нынешнего года, а большинство из 130 региональных рейтингов основано на закрытых ведомственных данных. Но и опубликованные в открытом доступе сведения требуют перепроверки, поскольку, как выразился Виктор Болотов, «в них много вранья, и если государство использует результаты независимой оценки, то оно должно провести ее анализ».
Последействие рейтинга
По словам Григория Андрущака, «важны не только сами показатели, но и те выводы, которые можно сделать на их основе».
Как мы уже упоминали, образовательные организации защищены от риска лишиться лицензии или аккредитации по результатам независимой оценки, однако могут быть приняты другие меры – например, сокращение (или, наоборот, увеличение) финансирования, кадровые решения (смена директора) и т.д.
Поэтому в методических рекомендациях Минобрнауки прописано: результаты независимой оценки обязательно должны быть представлены в открытом доступе и содержать механизмы обратной связи, по которым отдельные пользователи или организации, включенные в рейтинг, могут получить разъяснения, направить свои комментарии, замечания и поправки. Иными словами, рейтинг – это регулярно обновляемый документ.
А по мнению эксперта Института проблем образовательной политики «Эврика» Ольги Шиян, это и возможность создания переговорных площадок, где с общественностью будут встречаться специалисты с целью обсуждения актуальных проблем образования и влияния на новое качество образования: «Например, идеология ФГОС в обществе не прижилась, родители в большинстве своем отстаивают старую школу, но в диалоге со специалистами их мнение может измениться».
Ольга Дашковская