Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Никита Владимирович Богоcловский. Из интервью на 90-летие композитора.

— Я всегда бежал от неприятностей, которые, естественно, подстерегали меня, как любого человека, всюду и везде. Но я думал так: если сегодня на эту гадость я реагирую остро, то завтра она мне покажется мелочью, а послезавтра я вообще о ней забуду. И от этих мыслей сила неприятностей моментально угасала, и я успокаивался. Наверное, поэтому в моей музыке и взглядах на жизнь много света. Это то, что лежит на поверхности. Ну а что уж я скрываю в глубине своего сердца, я вам не скажу.

— Песню «Письмо в Москву» вы написали в 13 лет. Откуда у подростка такое острое гражданское чувство? Или дети в то время все такие были?

— Да я думаю, просто я дурачок был: все писали — и я написал. Честно говоря, я об этом уже и забыл.

— Вы даже в советское время много ездили по миру, дружили с Жаном Маре, с Мишелем Леграном, были даже знакомы с королем Испании. Как вам это удавалось? Вы были любимцем партийного начальства?

— Всем известно, что любимцем начальства я не был никогда, не являюсь сейчас и, надеюсь, не буду. Вы знаете, что было написано в постановлении ЦК о моих песнях для кинофильма «Большая жизнь»? «В фильм введены песни, проникнутые кабацкой меланхолией и чуждые советскому народу». А песни-то были — «Спят курганы темные» и «Три года ты мне снилась»! Та же «кабацкая меланхолия», по их мнению, была и в «Темной ночи», и в «Шаландах», представьте себе. Но весь народ их распевал, несмотря на постановления. Это что касается песен. А что касается людей, то я всегда встречался с интересными мне людьми, невзирая на их социальный статус и политические взгляды. Поэтому в моем окружении всегда были люди яркие, талантливые и, как правило, веселые — я очень люблю людей остроумных.

На фото: Евгений Аверин справа. За столом в центре Никита Богословский, слева писатель Леонид Ленч, в углу Юрий Никулин, Борис Грачевский («Ералаш» только-только вставал на ноги) и Владимир Шахиджанян.

— Как вам сегодняшняя жизнь? Многие из тех, кто гораздо моложе вас, не чувствуют себя вписанными в нее и остро это переживают. Вы себя вписанным чувствуете?

— Абсолютно! Я интересуюсь всем, что происходит за окнами моей квартиры, я в курсе всех политических баталий, я слежу, что делается в музыке, в театрах. Современная жизнь ничуть не менее интересна, чем прежняя — она просто иная. И я никогда не говорю, что раньше было лучше, вода была мокрее, воздух суше и что-то там такое чище.

— Что вы думаете о современной эстраде?

— Современная эстрада тоже разная. Как-то мы поспорили с Леонидом Осиповичем Утесовым, с которым мы уже тогда перешли на ты, и я ему задал вопрос: «Леня, как ты думаешь, что вообще никогда не произойдет?» А мы как раз шли мимо Колонного зала Дома союзов, и он мне говорит: «Ну, наверное, никогда блатные песни не будут петь в этом зале». Как он ошибся! Но в современной эстраде, как и раньше, наряду с пошлостью, гадостью, глупостью, бездарностью и полной пакостью встречаются очень интересные явления. Нормальная жизнь! Что вы так волнуетесь по поводу современной эстрады?

— Сейчас так много песен-однодневок! Никто не пишет вещей, которые остались бы на десятилетия.

— Такие вещи пишутся с поцелуем Господа Бога. Что ж, вы полагаете, он всех должен целовать? Вот взял и поцеловал меня, такого. А в отношении однодневок… Откуда вы знаете? Давайте, как говорил Маяковский, поживем лет сто и посмотрим.

— 25 мая в ГЦКЗ «Россия» прошел юбилейный концерт в вашу честь, а за день до этого рядом, на Красной площади, дал концерт Пол Маккартни. Но битломаны помнят, что в 64-м году вы написали статью, где предрекали «Битлз» скорое забвение и даже называли их «навозными жуками». Как такое могло случиться?

— Ой, как я ошибся, как ошибся! Но вы что, полагаете, будто я во всем и всегда был такой, как во время написания «Темной ночи»? Если я вам расскажу, сколько сделал за свою жизнь глупостей, ошибок и всяких дурацких поступков, то вы мне, наверное, не поверите. Я о них просто молчу и выхваляюсь как этакое уникальное явление. Но глупостей я сделал много и от них сейчас прилюдно, принародно отрекаюсь. А битлы — потрясающие ребята. Кстати, Пол Маккартни давал концерт в мою честь, вы в курсе или нет?

— Нет.

— Так знайте.

— Вас заставили написать ту злополучную статью или вы сами недооценили масштаб явления?

— Значит, так, говорю вам однозначно и категорично: заказов, тем более подобного рода, я не исполнял никогда, ни для кого и ни за что! Я думаю, что я был пьяный.

— Если бы вы сейчас встретились с Маккартни, что бы вы ему сказали?

— Я бы ему сказал: «Спасибо, старик!»

— Покаялись бы?

— Ну, чего это я буду перед ним каяться? Каяться надо не перед Полом Маккартни, а сами знаете перед кем. А ему бы я просто сказал: «Спасибо тебе, старик!»

— Никита Владимирович, вы известный мастер розыгрышей и шуток. Откуда у вас такая страсть к этому?

— Ну откуда же я знаю? Таким уж родился — люблю шутить, подзуживать, хулиганить.

— У вас есть любимый розыгрыш?

— Трудно сказать, я многое уже забыл, а когда мне рассказывают, делаю вид, что помню, чтобы не думали, будто я впал в старческий маразм. Один из любимейших розыгрышей уже стал классикой: это когда мы с Зигой Кацем поменяли очередность выступлений на концерте. В программе он выступал первым, а я вторым, но я убедил его в обратном и пошел вместо него. Выхожу и говорю: «Здравствуйте, меня зовут Сигизмунд Кац!» А люди нас в лицо не знали — ну Кац, значит, Кац. Я сажусь, исполняю его репертуар, потом откланиваюсь и ухожу. Через минуту на сцену выходит совсем другой человек — сам Зига — и говорит: «Здравствуйте, меня зовут Сигизмунд Кац!» Зал недоумевает, потом начинает хохотать. За это меня выгнали на три месяца из Союза композиторов, и я уехал в Париж вполне свободным человеком.

— Вам уже девяносто, но трезвости ваших суждений и памяти может позавидовать юноша. Как вам это удается?

— Неужели я выгляжу на девяносто лет? Вы меня старите! Я считаю, что выгляжу лет на двадцать пять моложе своего паспортного возраста. Не знаю, почему. Может быть, потому, что мы с друзьями всегда жутко веселились, разыгрывали друг друга, постоянно шутили, иногда просто задыхались от хохота. Мне кажется, молодежь сейчас так не смеется. Унылые они какие-то. «

Источник: www.megapolis.ru

Виктор Ядуха

1034


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95