В столице снова взялись за уличных музыкантов. 20 июня во время выступления на Никольской улице был задержан виолончелист, солист группы Radio Kamerger Семен Лашкин. Музыканта обвиняют в «организации массового мероприятия» со штрафом от 10 до 20 тысяч рублей. Ранее «МК» уже писал о саксофонисте Артуре Фоменко, которого в прошлом году за игру на Никольской задерживали три раза и с теми же обвинениями. Корреспондент «МК» попытался узнать, чем же так не приглянулись уличные музыканты стражам порядкам местного ОВД.
— В понедельник вечером мы играли на Никольской вместе с моим другом, — рассказывает Семен Лашкин. — Сидели мирно на лавочке, я играл на виолончели, а он на шейкере. Мы выступали около часа и уже заканчивали, допевали последние песни. И тут внезапно в 9 часов к нам подъехала машина полиции. И сотрудники полиции абсолютно дежурным голосом, уставшие, попросил меня проследовать с ними.
По словам Лашкина, на него завели дело по статье 20.2.2 «Организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка».
— Да, нам сказали, что мы мешаем передвижению по пешеходной улице, — продолжает Семен. — Но это просто смешно. В тот момент, когда к нам подошли полицейские, мы играли уже свою последнюю песню — прямо скажем, не самую популярную в нашем репертуаре. Людей вокруг нас не было вообще.
Слова Семена подтверждает видео, которое снял в тот день случайный прохожий. В кадре — пустынная Никольская, играющие на лавочке музыканты и случайные прохожие. Буквально три человека останавливаются, чтобы послушать игру. Вряд ли пара прохожих могла создать жуткую давку на широкой пешеходной улице.
— Я гулял с братом и внезапно услышал круто играющих уличных музыкантов, — рассказал «МК» автор того самого видео Константин Хомченко. — Остановился, стал разговаривать с директором их группы Ольгой. Она пояснила, что это не уличные музыканты, а обычные артисты и у них концерт 29 июня. Потом я поснимал еще две песни, и мы ушли — торопились на электричку. Это было за 20–30 минут до задержания.
По словам Константина, на момент съемки видео рядом с Семеном были директор их группы Ольга, раздававшая флаеры, трубач из их группы (играл на шейкере), сам Константин и его брат.
— Потом подошла одна девушка, постояла минуту и ушла. Проходили еще какие-то люди, брали флаеры и уходили. То есть в целом там не было массового скопления людей и нарушения общественного порядка тем более.
По словам Семена, буквально через 2–3 минуты после его задержания в то же ОВД «Китай-город» привезли еще одного музыканта с той же Никольской улицы.
— Создается впечатление, — рассуждает Семен, — что у них просто в 9 часов был выезд за музыкантами.
Лашкина продержали в отделение до полуночи, после чего отпустили. Но уже без виолончели: инструмент стражи порядка оставили, назвав «предметом административного нарушения». По его словам, виолончель вернут после суда, назначенного на 28 июня.
— В принципе, в отделении ребята сказали: за сохранность не переживайте, — говорит Лашкин.
Отменять концерты группа не намерена: Семен уже взял у друзей другую виолончель.
Артист отметил, что и раньше играл на Никольской. Однако до этого случая его ни разу не задерживали за концерты на улице.
Сама по себе Никольская — излюбленная у музыкантов улица. По их признанию, там удобно играть акустические композиции. По неизвестным причинам Никольская приглянулась и стражам правопорядка.
В прошлом году они три раза задерживали выступавшего там музыканта Артура Фоменко.
— С позиции здравого смысла это совершенно необъяснимо, — рассказывает Артур Фоменко. — Если бы у них была цель очистить улицу от артистов, то они бы планомерно совершали рейды и прежде чем увезти музыканта, предупреждали, что играть на Никольской нельзя. Но они просто молча приезжают и забирают в отделение.
У артиста есть две версии внезапной «любви» сотрудников ОВД «Китай-город» к музыкантам.
— Стражи порядка просто выполняют план — иначе не могут объяснить такую активность. Легче же взять безобидного музыканта и «влепить» ему штраф в 10 тысяч, чем ловить 20 алкашей для штрафа в 500.
Но почему тогда играющих на соседнем Кузнецком мосту не трогают? Тем более, по словам Фоменко, там артисты нередко используют усиливающую аппаратуру и стараются переиграть по громкости выступающих соседей.
Вторая версия — бюрократическая, связанная с географической близостью Никольской улицы к Кремлю.
— В одно из задержаний у меня был разговор с одним из полицейских, — вспоминает музыкант, — который сказал мне, что для игры на Никольской нужно получить разрешение от ФСО и Департамента культуры. Я написал заявку в Федеральную службу охраны, и мне пришел четкий ответ: «Выступление рядом с Александровским садом и на Манежной разрешить не можем, а игру на Никольской готовы согласовать при разрешении Департамента культуры». Найти с Департаментом культуры общий язык мне не удалось. Ходят слухи, что подобное согласование есть у двойников Сталина и Ленина на Манежной. Но, возможно, это только слухи.
В Департаменте культуры нам ответили, что не занимаются согласованием подобных концертов: «В случае проведения массовых мероприятий на пешеходных зонах заявителю необходимо получить согласование Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции Москвы, ГУ МВД России по Москве, префектуры и других уполномоченный структур.»
Тем временем виолончелиста Семена Лашкина 28 июня, накануне концерта, ждет суд. Который решит, может ли музыкант в Москве взять гитару или виолончель и свободно играть на улицах своего города, не боясь ни полиции, ни штрафов.
Любовь Кулябко