Последняя большая волна НЛО наблюдалась в 1989 году в Бельгии. С тех пор, похоже, небо опустело. Расследование явления, которое ставит вопросы перед учеными, социологами и экспертами Французского Космического Агентства.
Пьер Лагранж, антрополог наук:
— Обычные происшествия в
Почему исчезли НЛО?
Пьер Лагранж: Прежде всего, следует быть осторожными, объявляя о конце эры летающих тарелок. У них в запасе немало уловок. Каждый или почти каждый раз, когда предсказывали их полное исчезновение, они опровергали прогнозы. Пример: в 1969 г в США группа ученых из университета Колорадо под руководством физика Эдварда Кондона, заявила об отсутствии научного интереса к НЛО (см. таблицу). Все решили, что с мифом покончено. Но в 1973 г многие наблюдают НЛО над всей американской территорией. В 1989 г уфологии СОБЕПС (Бельгийское общество изучения космических явлений) собираются положить ключ под коврик двери
Есть и второй ответ на ваш вопрос: наш интерес к НЛО трансформировался. Они долгое время были газетными происшествиями, довольно маргинальным явлением, которое временно развлекало, а потом уходило из актуальных новостей. Но в
— Почему эта два медийных «события», «Секретные материалы» и Розвелл, способствовали исчезновению в небе НЛО?
— Благодаря им, сегодня любой человек освоил словарь дискуссии: НЛО стали частью культуры каждого гражданина. Для возбуждения интереса наблюдения не нужны: НЛО присутствуют, как никогда. Они перешли из газетной хроники в рекламу, романы, телесериалы и т. д. Люди продолжают видеть в небе разные вещи, но поскольку НЛО стали культурным продуктом, местные газеты не утруждают себя печатанием свидетельств. А свидетели колеблются, стоит ли говорить о своих наблюдениях — петля замкнулась.
Если точнее, сериал «Секретные материалы» есть кристаллизация десятилетий медленного вызревания диспута о секретах. После фильма «Встреча третьего типа», который начал распространять уфологическую культуру, и сериала «Захватчики», «Секретные материалы» довели эту культуру до каждого. Свидетельства выглядят удивительно бледно по сравнению с перспективой тайн, скрывающихся в шкафах ВВС США. Что касается розвеллской истории, она способствовала популяризации идеи заговора, который переносит научную дискуссию в область политики, а свидетелей отправляет к досье американской армии.
— Эта теория заговора, похоже, стала областью привилегированного чтения, касающегося явления НЛО…
— Не стоит забывать, что, если первые фанаты НЛО стали придумывать заговор властей для сокрытия правды, то на это имелись серьезные причины. В 1950 г тема заговора была запущена американскими ВВС и ФБР, которые подозревали свидетелей в том, что те являются агентами Москвы. Кроме того, военные использовали двойной язык, снижали интерес, говоря о шарах-зондах, продолжая проводить секретные исследования. Журнал «Лайф» прекрасно резюмировал ситуацию в редакционной статье в конце 1957 г: «В будущем году будет 200 подлинных появлений НЛО, а Пентагону удастся доказать, что 210 из них ложь!»
Кроме того, мы находимся в такой противоречивой ситуации уже давно. Теория заговора по поводу НЛО пришла из теории, разработанной рационалистами, боровшимися с нападками Церкви на Галилея или науку: кое-кому хотелось помешать нам получить доступ к знанию.
Если ВВС США обладает секретами, то они, в основном, касаются их неспособности управлять такой проблемой, как летающие тарелки. Заговор был, но он исходил из желания помешать игре демократов и ученых на этой тематике.
— Первые волны НЛО захлестнули нас в разгар холодной войны. Не родились ли они из страха?
— Контекст имеет двойную подкладку. То была эпоха безумных спекуляций по поводу аэрокосмических технологий: Джек Норстроп конструирует свои летающие крылья, американский флот испытывает свой знаменитый «блин», машину с круговым оперением, а русских подозревают в улучшении немецких прототипов. К тому же, люди живут в страхе перед Третьей Мировой войной. В 1946 г. всерьез принимают явление, наблюдавшееся над Балтикой. Его так и не раскрыли, а назвали «ракеты-призраки»: тогда считалось, что это секретное оружие русских.
Что касается летающих тарелок, то здесь отношение полностью противоположное: очень часто утверждалось, что публика охотно верит в НЛО. Неправда: основное чувство, доминирующее в прессе 1947 г. недоверие. Больше всего верят в реальность летающих тарелок некоторые военные, хотя не выдают своего убеждения.
Больше всего в объяснении с помощью холодной войны меня смущает асимметрия. С одной стороны, президент Трумэн, благородные актеры политической и социальной жизни; с другой, свидетели появления НЛО, которых считают губками, вбирающими в себя всяческие слухи. Но мой взгляд не общая обстановка вызвала появление летающих тарелок, а как раз наоборот. Летающие тарелки — актеры жизни 1947 г., которые и сформируют контекст холодной войны.
— Считаете ли вы, что научное изучение НЛО действительно возможно?
— Конечно! Вот уже два года я веду серьезные дискуссии с различными руководителями Французского Космического Агентства по поводу возобновления проекта изучения НЛО, названного «Жейпан». В конце 2006 г. я был одним из первых, кого выслушал пилотный комитет ученых и представителей разных ведомств (жандармерии и т. д.), чтобы дать рекомендации по идеям, которые стоит развивать.
Вот уже шестьдесят лет все те рационалисты, уфологи и даже ученые, кто занимался этой темой и счел проблему проблемой эпистемологии, высокой философии о понятиях ученой и магической мысли, рациональности и иррациональности, субъективности и объективности. Обычно считается, что уфологи и рационалисты стоят на противоположных позициях, но и те, и другие согласны, что надо вести общую борьбу с иррациональностью. Такую идею подхватили и в Космическом Агентстве. Но это карикатурная точка зрения. Речь идет не о проблеме иррациональности, а о простейшей проблеме организации научной работы.
— Как же надо работать?
— Как поступает ученый, собирающийся изучать небесные явления? Он строит гипотезу и предъявляет факты. Я предложил Агентству именно такой подход. Надо придумать несколько простейших решений. Перейти от свидетельств к наблюдениям. Опереться на сеть астрономов-любителей, на всех профессионалов или обуянных страстью наблюдать за небом. И снабдить их точными опросниками, которые следует заполнять. Что касается свидетельств широкой публики, надо с помощью микро-информатики и Интернета создать инструмент, помогающий обойтись без разговорной речи. Это позволит более точно восстановить изображение того, что наблюдал свидетель, избегая образных описаний с привлечением кухонной посуды, которые радуют газеты и мешают ученым.
Еще одни путь: есть несколько мест, где явление происходит часто, как в Хессдалене (Норвегия), где в небе наблюдались светящиеся формы разных цветов. Комитет норвежских и итальянских ученых организует ежегодные миссии, пытаясь зарегистрировать и понять явление. Наконец, американец Уильям Корлисс показал, что в XIX век (и до
— Неужели НЛО, если они существуют, ни разу не наблюдались при существующем механизме наблюдения неба?
— Майкл Майор, один из двух открывателей первой внесолнечной планеты, предъявил мне этот аргумент во время дебатов в Женеве. Аргумент неотразимый, но только на первый взгляд. Ибо известно, что для научного наблюдения явления, недостаточно ждать его проявления. Когда
В день, когда будет создана сеть для поиска НЛО, начнут поступать данные. И станет понятно, что поиск велся из рук вон плохо или вовсе не велся, а большая часть данных давно и мирно спит в архивах. Возникнет цепочка падающих костей домино.
Вы защищаете идею, что толпа не иррациональна по поводу НЛО…
Идея, что публика готова поверить в любую чушь, долгое время питала газетные дебаты о НЛО. Это — басня, которая опирается на старую концепцию «критической» социологии, целью которой было вскрыть подсознательные мотивы людей. Но социология изменилась: она уже не верит в иррационализм широкой публики. Он больше задает вопросы о изобретении критической речи, поднятой на щит с помощью масс-медийной фигуры социолога/психолога/психиатра по НЛО, человека в черном, которых систематически вызывают на арену, чтобы образумить людей.
Главный аргумент такого телевизионного социолога — дело началось с радиопередачи Орсона Уэллса 30 октября 1938 г. В тот вечер он передал по радио краткую адаптацию романа «Война миров», в которой лже-комментатор CBS объявляет о прибытии на Землю воинственных марсиан… «Если дать людям поверить в НЛО, — утверждают критики, — есть опасность вызвать паническое настроение, как это сделал Уэллс, пробки, самоубийства, сломанные конечности…» Но сломанными конечностями в этом деле пугают только рационалисты, ибо на самом деле никакой паники не было. Во всей прессе я нашел лишь одно упоминание о женщине, поранившейся, когда она спускалась по лестнице. Мы столкнулись с подлинным рационалистским мифом.
— Говорят, что НЛО исчезли, но можно сказать, что они есть, но их не видят?
— К ответу, положительному или отрицательному, следовало бы добавить мнение, согласующееся с основным мнением, существующим с 1947 г. Возможное решение этого вопроса должно стать результатом коллективного усилия, как всегда в науке, а не результатом личного озарения.
Скажу проще: как мне трудно представить себе обнаружение возможных пришельцев без настоящей программы поиска, также мне трудно априори с тем, что свидетели-невежды уже в 1947 г. выиграли Джек-пот, не пытаясь его искать. И не стоит забывать, что в подобной ситуации инициатива контакта принадлежит не нам. Это — беспрецедентная ситуация, которая требует интеллектуальной смелости.
Как сказал Карл Саган в своем романе «Контакт», единственное, что можно ожидать в случае встречи с иной цивилизацией, это состояние постоянного противоречия. Именно в такой ситуации мы находимся с 1947 г.
Думаю, что более здравым будет заинтересовать публику этими вопросами. Это обеспечит связь с учеными, история которых началась 400 лет назад, когда Коперник, Галилей превратили Землю в обычную планету. Это было основание нового здания. Оно родило идею множества миров, а значит, не только существования иных цивилизаций, но и того, что мы не первые. Мы не являемся исключением в космосе. Я разделяю мнение Паскаля: предпочитаю думать, что жизнь кипит, а не верить, что мы в одиночестве.
Хронология НЛО
6000 г. до н.э.
Небесные явления. Кометы, затмения, световые кресты, сигары, множественные солнца, драконы, корабли являются первыми небесными объектами, описанными людьми. Их интерпретировали, как чудеса или явление чудовищ.
Наука. Со Средних Веков до XVII века современные науки еще не существовали (а мы говорим об оккультной философии с теоретиками вроде Агриппы или Парацельса). Небесные явления оценивались, как божественные предупреждения, нарушающие природный порядок. Эпоха охоты на колдуний.
Культура. 1560 г. Хроникер Пьер Боэстюо публикует свои «Волшебные истории». 1572 г. Врач Амбруаз Парэ заимствует у Боэстюо, чтобы написать свою книгу «Чудовища и Чудеса».
1600—1783 гг.
Небесные явления. Чудеса начинают рассматриваться в качестве природных явлений.
Наука. 1543 г. Благодаря Копернику, Земля перестала быть пупом Мира.
1610 г. Иоганн Кеплер считает, что лунные кратеры есть дело рук лунян.
1637 г. Декарт посвящает одну главу «Речи о методике» метеорам.
1683 г. Пьер Бейль пишет трактат против суеверий, вызываемых кометами.
Культура. 1634 г. Публикация «Сомниума» Иоганна Кеплера, одно из первых научно-фантастических произведений.
1686 г. Фонтенелль издает «Беседы о множественности обитаемых миров».
1783—1897 гг.
Небесные явления. 1783 г. С появлением первых монгольфьеров небесные явления получают «техническую» окраску: планету Венеру иногда видят в виде шара.
Наука. 1803 г. Открытие метеоритов ученым Ж.-Б. Биотом. Небесные явления, классифицировавшиеся до этого «суевериями» переходят в разряд научных фактов.
1838 г. Франсуа Араго публикует исследование о громе, частично посвященное шаровой молнии, считавшейся частью фольклора.
Умножение научных обществ, которые инвентаризируют тайны природы.
1860 г. Астроном Камилл Фламмарион создает категорию «брадитов» для обозначения медленных метеоритов, перемещающихся в атмосфере.
1869 г. Ученые (Шарль Гро и др.) пытаются наладить связь с Марсом.
1872 г. Публикация «Пророческих голосов» аббата Кюрикка, один из последних трудов, относящих метеорологические явления к чудесам.
Культура. 1835 г. Крупный популярный ежедневник «Нью-Йорк Сан» утверждает, что астроном Гершель наблюдал жителей Луны с помощью новейшего телескопа. История является вымыслом. Селениты (от Селены) входят в народный фольклор.
1844 г. «Робур-Завоеватель» Жюля Верна способствует интерпретации небесных явлений в качестве летающих машин.
1897—1947 гг.
Небесные явления.
1909 г. Волна «небесных кораблей» над Новой Зеландией.
1944 г. Появление световых шаров, названных «
1946 г. Ракеты-призраки над Северной Европой.
Наука. Профессионализация науки, постепенное исключение любителей и интересующих их вопросов из научной сферы. Появление крупных научных журналов «Нейчур» и «Сайенс».
Медиа-культура. Пресса то и дело публикует рассказы о появлении «небесных кораблей». Небесные явления переходят в разряд происшествий.
1897 г. Уэллс публикует «Войну миров». Марсиане впервые высаживаются на Землю.
1926 г. Первый фантастический журнал «Развлекательные истории».
30 октября 1938 г. Орсон Уэллс адаптирует «Войну миров» Герберта Уэллса для радио. Пресса сообщает о панике слушателей и способствует установлению идеи иррациональности населения.