Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Нонсенс нон-фикшна

Замена художественной литературе пришла откуда не ждали

Сколько бы литература не проходила этапов, всегда будет появляться нечто новое, что повлияет на появление нового жанра, нового стиля и, конечно, ряда новых произведений. Сначала была эпоха постмодерна, которая кардинально изменила повествование, а теперь мы можем наблюдать самый настоящий рассвет жанра нон-фикшн.

Что такое «нон-фикшн» и вместо чего его едят? Несмотря на невероятную популярность этого жанра сейчас, некоторые, услышав это слово, впадают в ужас, боясь показаться безграмотными. Если говорить совсем просто, то нон-фикшн — это любая нехудожественная литература, то есть прикладная. К ней можно отнести как те книги, которые могут вас чему-нибудь научить, так и различные биографии, энциклопедии, журналистские расследования и т.д.

Главное условие — максимально минимизированная художественная составляющая, которая полностью замещена документальной. Это не значит, что в книге совсем не может быть каких-то выдуманных примеров или она должна придерживаться чёткой структуры и быть максимально похожа на скучный документ — флаг бюрократической системы. Нет, нон-фикшн хоть и максимально отдалён от художественной литературы, должен чем-то завлекать читателя.

Бесспорно, человечество очень долго шло к тому, чтобы научиться в достаточной степени фантазировать, предлагая плоды своего воображения другим людям и тем самым заинтересовывая их. Даже если мы обратимся к античным произведениям Гомера и Вергилия, можем ли мы со стопроцентной уверенностью утверждать, что всё это — плоды воображения, а не особенности того мифологического склада сознания, которые позволили авторам досконально запечатлеть увиденную ими картину?

Литература пережила множество направлений: словно в процессе четвертования её тянули в разные стороны классицизм, романтизм, реализм, сентиментализм, но ни одному из них так и не удалось оторваться от своих собратьев в достаточной степени, чтобы полностью «подчинить» литературу. Всё потому, что сами авторы не всегда отдавали отчёт в том, что ими движет и что получится в итоге. Лишь с приходом модернизма идея создания конечного продукта встала на первое место, оставив позади вдохновение, впечатление и полёт мысли.

За время своего рассвета литература успела похоронить автора, даже не удосужившись как следует попрощаться с усопшим.

Она рассталась с понятием хронотопа и доросла от аллюзий на Библию и первейшим сюжетам до аллюзий на своих гораздо более младших детей.

Если раньше автор максимально отдалялся от того, чтобы вникать в переживания, поступки и взаимодействия своих персонажей, оставляя всё на волю случая, судьбы, то теперь, когда на первое место выходит нон-фикшн, создатель возвращается к своему личному опыту, наблюдениям, исследованиям и экспериментам. Тем самым читатель получает совсем другой продукт в совсем иной оболочке. На первый взгляд может показаться, что предать произведения таких классиков, как Пушкин, Данте, Шекспир (и т.д. по списку) ради развёрнутых инструкций освежителя воздуха (а некоторые именно так воспринимают нон-фикшн) — это самое бездуховное, что могло совершить человечество. На самом деле всё не так плохо.

Документальность — главная черта этого жанра — несомненно, является его козырем. Если вы взяли в руки книгу, представляющую этот жанр, то как минимум готовьтесь узнать какую-то новую информацию, неизвестную вам доселе, ведь авторы таких книг придерживаются простой формы: меньше теории, больше примеров. Тем не менее, если это не биография или какая-то иная хроника, будьте готовы к тому, что автор вложит в книгу какой-то определённый навык, которым он захочет поделиться с читателем.

Если художественную литературу мы читаем для того, чтобы:

  1. либо стать просвещённым и культурным человеком;
  2. либо получить удовольствие,

то нон-фикшн в первую очередь предназначен для вливания в наш мозг новых знаний. Конечно, если автор талантлив и имеет определённый опыт, а также понимание того, что именно хочет получить читатель, то такая книга доставит порцию удовольствия. Однако эта черта одновременно является и главным минусом жанра нон-фикшн.

Прочувствовав, с каким удовольствием пипл хавает всякие психологические тренинги, уроки пофигизма и экспресс-курсов навыков кройки и шитья, за написание этих книг взялись все кто ни попадя. И проблема не в том, что они не умеют писать — с этим навыком как раз никаких проблем нет. Они не знают того, о чём пишут, и в результате такое «документальное творение» может навредить читателю своими «вредными советами».

Нон-фикшн нон-фикшну рознь: как и в художественной литературе, здесь нужно с особенной тщательностью подходить к выбору писателей. И если вы найдёте «своего», то будьте готовы погрузиться в этот жанр с головой.

Роман Морозов

411


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95