Технологии ворвались в повседневную жизнь и осваивают все области нашего существования. Современное искусство не стало исключением.
На выставке Миши Моста «Эволюция 2.1» на «Винзаводе» дроны рисовали его новые работы. Приложение Magnus — Shazam for art сразу выдает всю информацию о произведении искусства: что это, кто это, возможно, даже зачем — стоит только навести свой гаджет на это произведение. Аукционный дом Phillips славится своим приложением, где удобно смотреть каталоги предстоящих аукционов и даже участвовать в торгах прямо со своего смартфона. А на днях «ВКонтакте» представили новый алгоритм «Прометей» на конференции VK Media Day в Мультимедиа Арт Музее.
Самым интересным опытом соединения современного искусства и технологий стал CultTech Hackathon, который прошел в рамках Международной ярмарки современного искусства viennacontemporary.
Это был первый в Австрии хакатон в области культуры. Если вы еще не видели сериал «Кремниевая долина» про стартапы в Сан-Франциско, обязательно стоит посмотреть несколько первых сезонов: вы получите представление о том, как эффектно выглядят презентации новых приложений и насколько это захватывающее зрелище.
«Культура и технологии долгое время противопоставлялись друг другу,— говорит председатель совета директоров RDI Group, владелец ярмарки viennacontemporary Дмитрий Аксенов, который и решил организовать этот хакатон.— Но сегодня, когда вся наша жизнь связана с технологиями, многие институты культуры уже осознали необходимость цифровой экономики. Именно поэтому возникла идея хакатона, чтобы показать, что информационные технологии способны качественно изменить и упростить работу музеев, театров, арт-ярмарок и фестивалей. В качестве заказчиков-наблюдателей участвовали Третьяковская галерея и Зальцбургский фестиваль. Для каждой стороны это был эксперимент, и важно, что он стал успешным, именно поэтому я планирую провести CultTech Hackathon и в России».
Хакатон («hackathon» — от «hacking» и «marathon») — встреча IT-команд, в ходе которой они за 48 часов должны предложить решение проблем, поставленных заказчиками. Заказчиками первого венского хакатона стали крупнейшие культурные институции — Венская опера, сама ярмарка viennacontemporary, Венский фестиваль (фестиваль искусств, проходящий с мая по июнь), а также Музей истории искусств. Несмотря на стремление всех стать технологичными и прогрессивными, такие культурные гиганты к мечте двигаются все-таки очень медленно. Хакатон позволил познакомить грандов с теми, кто им поможет быстро и легко стать мобильными и прогрессивными.
По статистике одной из команд 80% современных художников не могут продвигать свое искусство, потому что не знают, как это сделать; 39% галерей не имеют четкой онлайн-стратегии, а 71% любителей современного искусства не знает, где найти новые имена или произведения.
Для решения всех этих проблем предлагается создать социальную сеть ArtSocial. А приложение Oveit предлагает музеям и другим культурным институциям перевести кассы и регистрацию на мероприятия на свою платформу — у посетителей появится возможность покупать электронные билеты на любые выставки, мероприятия. Сейчас уже мало кто коллекционирует билеты из музеев: все карточки, документы и билеты хранятся в смартфонах.
Вообще, все больше предложений участников хакатона — о том, что необходимо переводить опыт посещения музеев в смартфоны и компьютеры (куда, собственно, перемещается вся наша жизнь). Хотя бы какую-то часть покупки билетов, музейных карт.
Победителем хакатона (его выбрало специальное жюри) стала команда, предложившая приложение Qiue — идеального помощника в путешествиях, экскурсиях и знакомствах с новыми местами и культурой: здесь подбирается удобный маршрут, предлагаются интересные факты. Далеко не все любят ходить по городу организованными группами и следовать за гидом с зонтиком — Qiue предоставляет другие возможности: получать интересные факты через игры и пазлы, создавать развлекательные инструменты самим, взаимодействовать с местными жителями. И самое главное — не потеряться и дойти до места назначения оптимальным путем.
Помимо всех возможностей взаимодействия и развития победитель получил и произведение искусства — работу Кристиана Фальнаса, главным художественным методом которого является взаимодействие со зрителем (на ярмарке viennacontemporary его представляла берлинская галерея PSM). Приз был оформлен в двух рамах: в одной было произведение самого художника, а во второй — пустой лист. По задумке автора обладатель этого произведения должен скопировать графическую работу художника, а оригинал — сжечь.
Впрочем, не только технологии воздействуют на культуру и искусство, но и наоборот.
«Самый главный вопрос, возникающий, когда мы видим работу художника: что повлияло на его работу? Сейчас современными технологиями пользуются многие художники, но не всегда создается цифровой контент. Думаю, что это направление будет развиваться, поскольку мы живем в мире, где технологии становятся частью жизни, частью нас самих. И возможности VR и AR — это новый холст, которому еще предстоит открыться для искусства. Важно и то, как современное искусство будет влиять на развитие технологий. И это сейчас самый интересный вопрос»,— рассуждает Дмитрий Аксенов
Возможно, опыт вдохновит создателей Qiue на разработку новых приложений с виртуальным коллекционированием или виртуальными произведениями искусства, набирающими популярность с каждым днем.
Александр Бланарь