Недавно вышел на экраны новый сезон исключительного, знаменитого, дорогого сериала "Черное зеркало", погружающего зрителей в разнообразный и ужасный мир всевозможных антиутопий. Сериал славился небывалой качественной планкой - каждая серия представляла собой отдельно стоящее, независимое произведение, - причем каждый серией занимался отдельно приглашенный режиссер со своей съемочной группой, что несколько отдаляет нас от привычного понимания "сериальности"...
Как по мне: не всё было идеально в предыдущих сезонах, что и неудивительно. Множество режиссеров, множество концепций, взглядов, разные вкусы и разные подходы к "самовыражению". Да и разные, собственно гвооря, проблемы. Если в один фильм-серия был посвящен шаткости политической системы, предполагая не далекое будущее, а будущее "на завтра", то соседняя серия помещала нас в фантасмагорийный мир, на 95% существующий в виртуальности.
Я не слишком сильно предвкушал начало третьего сезона. Как известно, хорошие идеи быстро себя изживают, и мне казалось, что уж в третьем сезоне я точно ничего нового не увижу... Однако я ошиблся. Смотреть очень даже стоит.
В первой серии всё началось достаточно тривиально. Уже с первых мгновений авторы назойливо намекают - да, и этот мир насквозь пропитан гаджетами и соцсетями. Каждая вторая антиутопия апеллирует к тому, что, ах, как много гаджетов в нашей сегодняшней жизни, ах, как много времени мы проводим в сети, забывая, что такое настоящие чувств и т.д. и т.д. что вот, дескать, смотрите в какой абсурд это через несколько лет выльется. Да, в этом, новом мире, - от режиссера Джо Райта, людям опять встроили в глаза что-то неприятное (штука, с помощью которой они могут определять "рейтинг" всех находящихся поблизости людей). В этом мире всё управляется лайками и этим самым рейтингом. Оцениваешь ты - оценивают тебя. Если твой рейтинг близок к абсолютной пятерке, что практически невозможно - ты элита общества, тебя везде любят и принимают, на тебя стремятся быть похожим и т.д. и т.д., четыре с половиной - средний, зажиточный класс, четыре - чуть посреднее... Их уж не везде пустят, они уже не все могут себе позволить в плане престижных вещей - дом, машина, работа все это придется подбирать соответственно своему "невысокому уровню". Троечка - это уже почти неудачники. Это эдакий плебс. Быдло, если изволите. Далее начинается хаос. Ближе к единице - абсолютно деклассированные элементы, опасные для общества, больные, маньяки, сумасшедшие. Им и ходить-то не везде можно. Примечательно, что этим баллы-лайки настолько разграничивают общество и приобретают настолько важное значение, определяя качество жизни, ее возможности, круг общения, что в этом общество практически сведена на нет, например, роль полиции. Вместо того, чтобы лупить дубинками гражданина, нарушившего порядок, можно просто отнять у него один-два балла и поставить "двойной урон" на недельку, - значит, что любой дизлайк будет в два раза сильнее бить по общему рейтингу...
История проста, поучительна, страшна, тревожна: главная героиня, счастливая обладательница вполне сносного рейтинга 4,3 - желает большего. Желает максимума. В силу разных причин.И вот ей повезло - ее приглашает на свадьбу школьная подруга - с рейтингом 4,8. Нужно будет прочесть речь на свадьбе, где будут присутcnвовать только сливки общества - сплошные пятерки. И если все они оценят героиню, как надо - ее рейтинг взлетит до небес. Конечно, этого не случается. Мало-помалу, пытаясь урвать кусище счастье, героиня теряет все, сначала не замечая, как дизлайки сыпятся на нее со всех сторон, а затем, когда отчаяние берет вверх - лишь усугубляя эту внезапную и безвозвратную полосу невезения.
И вот что я думаю: это, конечно, интересно. Это отражает и наш сегодняшний день, да-да, со всеми этими рейтингами, соцсетями - все это очень даже похоже. И если убрать из внимания именно рейтинговость - мир действительно построен на очень похожих взаимоотношениях. "Всего" добиваются люди, обладающие этим невидимым социальным капиталом и без его развития они скорее будут биться, как рыбки об стекло. Но фильм и реалистично показывает всю абсурдность, глупость, бестолковость этих "социальных капиталов", их несправедливую природу. Но дальше больше. В рамках сюжета затронута и вовсе какая-то метафизика. Психология достижения и недостижения. Когда мы чего-то сильно-сильно хотим - мы этого не получим. "Все" получают люди, итак обладающие этим "всем", не прилагающие зверских усилий. Как только теряешь контроль над собой, пытаясь прыгнуть выше, обстоятельства вокруг сгущаются и выдавливают прочь, сгоняя все дальше и глубже - для действительно успеха нужно идти ровно, спокойно, уверенно. Социальный капитал, рейтинги, лайки, дизлайки - по сути это все иллюзия, ерунда на постном масле, но это работает, пока вы находитесь внутри этой иллюзорной системы. Соблюдая ее правила, можно добиться того, чтобы система вывела Вас в лидеры. При невезении система определит Вас в неудачники. Но если бороться с ней, если не соглашаться с ее существованием - то есть риск быть растоптанным этой системой, потому что она, к сожалению, не смотря на свою иллюзорность, больше, сложнее, сильнее отдельно взятого человека.