Вчера, восполняя всевозможные пробелы и пройдясь по списку «ВГИКовских рекомендаций» посмотрел знаменитый испанский фильм «Открой глаза» режиссера Алехандро Аменабара.
Впечатления? Странные. Скорее – мне не понравилось, хотя можно и сделать скидку на многое. Возможно, как раз для 97 года, когда это был фильм снят, многое можно было считать «прорывом». Да и интересный актёрский состав. Да и… в остальном умалчиваю. Жаль, во ВГИКе этот фильм мы не обсуждали, мне было бы интересно узнать, почему он попал в рекомендации.
С сюжетной точки зрения – как сказать? Сначала всё ровно, равномерно, точно и скучно, потом нескучно, запутанно и беспорядочно, до такой степени, что лучше уж было б скучно.
Концепция? То, что всё происходившее было на самом деле сном героя? В целом, нам даётся целый сонм всевозможных подмен яви и неяви – и вот это причудливое, но не занимательное смешение и есть главная фишка. Занимательная, вперемешку с любовной, навязчивой тоской главного героя, который за всем этим безумием всё никак не может догнать свою Пенелопу Круз.
Но что-то меня зацепило. Даже заставило впасть в тяжелую задумчивость.
Концовка. Когда перед героем раскрываются все карты. Когда ему говорят, что вся жизнь есть сон. Что все люди вокруг него имитируют живых людей постольку, поскольку, что все они здесь – ради него. Что этот сон должен быть раем для него, искусственным, но всё же – но стал адом. И сам главный герой своим смятением, своим неверием, метанием, - совершил это превращение. Что даже его уродливое лицо потому уродливо, что герой просто перестал верить в свое истинное лицо. И много чего подобного. Герой сам выстроил свою реальность, но ему уже пора просыпаться. Вот это, я думаю применимо чуть ли не к каждому человеку – и именно по этой причине фильм впечатляет, и его можно рекомендовать к просмотру. А ведь Кальдерон, написавший "Жизнь есть сон" тоже был испанцем...