Во время пандемии учёба, рабочие совещания и встречи друзей перекочевали в интернет. От них не отстаёт и культурный досуг – музыканты дают концерты, а театры экспериментируют с онлайн-спектаклями, чтобы о них окончательно не забыли. А небольшие частные театры и вовсе смогли бы выжить на пожертвования от этих спектаклей.
Онлайн-спектакли в «зуме» появились из необходимости выжить тем театрам, которые вынуждены напоминать о себе.
Но уже сейчас появляются недалёкие, но близкие территориально критики, которые говорят о том, что это новая форма искусства в театре. Не соглашусь – на самом деле это лишь вынужденная мера, которая после окончания пандемии себя изживёт.
Удивительно, как театральные критики, которые стараются оставаться в тренде, пытаются разговаривать на молодёжном языке. При этом они скорее напоминают школьников, которые в окружении прожжённых панков изо всех сил давятся сигаретами, чтобы казаться крутыми.
Они радуются и восхищаются онлайн-театром словно дети. Они кричат об иммерсиве через зум-спектакли. Якобы зритель виртуально руководит процессом, может открыть на рабочем столе актёра любую папку, что повернёт сюжет так непредсказуемо, так неожиданно... Тем временем к театру и спектаклю, и даже к хилому перфомансу это не имеет никакого отношения.
Возникает вопрос: знают ли эти критики о существовании стримов и несовершеннолетних летсплейщиков (людей, которые проходят игры и записывают прохождения, – прим. ред.), которые делают то же самое «на коленке», собирая миллионные аудитории?
Чем такой «спектакль» отличается от качественного стрима, где летсплейщик играет в «Red Dead Redemption II» онлайн и спрашивает у зрителей, как ему поступить, что сделать, куда пойти и так далее... Это та же вовлечённость, тот же иммерсив, та же игра и тот же «спектакль», только в данном случае перед нами компьютерная игрушка, которую создавала целая команда профессионалов, и есть посредник между этой игрой и зрителем.
Так вот ответ: ничем. И это в лучшем случае...
Эта территория, которая неподвластна театру. Ему и не нужно её осваивать, а если уж и пришлось, то лишь ненадолго, чтобы во время пандемии люди думали о реальном театре.
Я верю в лучшее и думаю, что театральные критики лишь радуются хотя бы малейшему улову в разгар безрыбья.
Театр – это театр, и его ничем не заменить.
По ту сторону экрана может происходить что угодно, кино или встреча по видеосвязи – ничто не впечатлит зрителя так же, как спектакль... Увидеть его вживую или в записи – две большие разницы. Это совершенно разный опыт.
Не верите? Представьте, как смотрите на обнажённое тело через пресловутый «зум». А теперь – вживую, в первом ряду, в большом зале, в окружении сотни людей.
Есть разница?
Да, это лучше, чем ничего, но не более того.
Сергей Брыляков