Излишняя разговорчивость запросто может помешать налаживанию деловых связей. Какие темы не стоит поднимать в общении с бизнес-партнерами - в этом материале
Филипп Конюхов, редактор 1001.ru
Общение — кровь предпринимательства, как и любого бизнес-процесса. Где проходит граница между деловым и неформальным общением? Часто в бизнес-среде за ошибки в общении приходится платить высокую цену. Как этого избежать и какие темы лучше обходить стороной в общении с маркетологами, пиарщиками и коллегами-предпринимателями?
Некоторые люди делают ошибку и к деловому отношению относят только то, что обсуждается в офисе или на официальных переговорах, а остальное — относят к личной сфере. Насколько это оправданно?
Представьте себе — вы пришли в гости к другу, являющемуся бизнесменом, чиновником или экспертом. Вы пьёте кофе и между делом обсуждаете ситуацию на рынке, поправки в законодательстве или возможность поучаствовать в тендере. На первый взгляд, такое общение — сугубо личное, но разве его можно назвать не относящимся при этом к деловому?
Или вы приглашаете на свидание девушку из одного с вами круга работы и общения и, расслабившись, рассказываете ей вещи, которые носят некое репутационное значение — позитивное или негативное. Потом, в зависимости от развития ситуации, факты, которые могут повлиять на вашу репутацию в ту или иную сторону, становятся достоянием всего вашего круга общения. И это, естественно, так или иначе скажется на ваших делах!
Граница между личным и деловым общением у предпринимателей размыта. И нужно стараться всегда быть предельно осторожным.
Какие темы не стоит поднимать в общении между коллегами-предпринимателями, а также экспертами, маркетологами, пиарщиками?
Первое и общеизвестное. Заработок, прибыль. Подобную информацию многие в принципе считают коммерческой тайной. Если человек сам не считает нужным раскрывать свои личные доходы, никогда не нужно лезть к нему в карман. Это очень сильно портит любые отношения.
Второе. Личная жизнь. Если у вас с коллегой сугубо деловые отношения — не лезьте в его приватные, семейные дела. Абсолютно не владея ситуацией, можно «наколоть много дров». У человека мог недавно погибнуть кто-то из близких, он мог пережить болезненный развод, он может быть просто очень деликатен в личных делах. И если вы, как у нас, к сожалению, делают многие, станете расспрашивать его о детях или, заметив что-то, начнёте отпускать сальные шутки по поводу его отношений с секретаршей — на этом ваше общение может очень быстро закончиться.
Третье. Политика. Если для вас лично не принципиальны убеждения вашего визави, не нужно их трогать. Он может оказаться убеждённым приверженцем неких идей, и если вы его спровоцируете на политический разговор, он может первый в вас разочароваться и прекратить всякие деловые отношения. Если человек сам каким-то комментарием даёт понять, что готов поговорить на эту тему — ваше дело (но помните о рисках). Однако навязчиво выпытывать что-то — недопустимо.
Четвертое. Хвастовство своими достижениями. Допустим, узнав случайно, по какой цене ваш визави покупает сырьё, не нужно радостно кричать о том, что вы покупаете это же сырьё дешевле. Вы готовы поделиться своим поставщиком? Нет? Так зачем тогда об этом вообще вести речь?
Пятое. Любая тема, которая человеку неприятна и на которую он не хочет говорить. Следите за мимикой, за интонацией. Бывает так, что человек несколько раз пытается отмолчаться или отвечает таким образом, что чётко даёт понять — разговор закрыт. Будете настаивать на своём — рискуете потерять контакт в принципе. Учитесь понимать людей в разговоре с одного раза. Это резко повышает шансы того, что общение перерастёт в эффективное взаимодействие…
Общение, можно сказать, кровь предпринимательства, как и любого бизнес-процесса. Без общения и коммуникаций — бизнеса быть не может. Деловое общение — сложная и серьёзная наука, которой посвящают книги. Не позволяйте досадным ошибкам в общении разрушить ценные бизнес-связи.