Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

О моём любимом мультфильме «Падал прошлогодний снег»

Смех и печаль пластилинового абсурда

За своё избалованное детство я посмотрела очень много мультфильмов. Просто жить без них не могла.

И во взрослом возрасте моё отношение к ним не так сильно изменилось…

А самым любимым был, пожалуй, «Падал прошлогодний снег». Больше всего мне в нём нравились причудливые метаморфозы, беспрерывно следующие друг за другом. Упавшая в снег лошадь превращается в репку, арбузные семечки – в мясные кости, коврик – в аэроплан, а фантазии главного героя и его превращения в избушке на курьих ножках – вообще отдельные удивительные истории.


Кадр из мульфильма «Падал прошлогодний снег» (1983) Источник: kinopoisk.ru

Тут я задумалась: о чём говорят все эти оригинальные трансформации в мультфильме? О зыбкости, непостоянстве пластилинового мира. И сам рассказчик признаётся: «Вы знаете, в этой истории с вами что хочешь, то и случается: то вроде лепится, а то – не лепится». Кстати, ещё более очевидна эта черта пластилиновой местности в другом мультфильме Александра Татарского (он же, понятно, создатель «Прошлогоднего снега»): «Пластилиновая ворона». Вроде нам пытаются рассказать басню о вороне и лисице. Но вдруг всё становится очень непонятно. Может, история всё-таки была о собаке и страусе? Или о корове и дворнике? И с каждой минутой ясности становится всё меньше. Определённость, к слову, умаляется и в мультфильме «Падал прошлогодний снег». Вот почему мужичок, герой истории, постоянно повторяет: «Ничего не понимаю!». Ведь тут недвижимое движется, а неизменное – меняется…

И хотя в мультфильме эта характеристика – первый признак абсурдистского произведения, не кажется ли вам, что и к нашему реальному миру она имеет отношение? Думаю, искусство абсурда не так уж бессмысленно и далеко от жизни. Вспомните, сколько в нашей действительности на самом деле нестабильности, неуверенности, иррациональности, нелогичности. Абсурд просто доводит их до максимума, гиперболы, гротеска. Может быть, зыбкий пластилиновый мир – это в какой-то степени наш.

Вторая абсурдистская черта в мультфильме – это нецелесообразность действий мужичка в целом. Впервые отправившись за новогодней ёлкой, он увлечённо делит шкуру неубитого зайца в своих мечтаниях. Причём почему-то продажа одного зверя даёт ему возможность отгрохать роскошные апартаменты, стать царём и устраивать грандиозные пиры. (Забавно, что в фантазиях фраза исключительно умного и красноречивого Александра Чацкого, героя из комедии Грибоедова «Горе от ума»: «Карету мне, карету!» вложена в уста глуповатого, простодушного мужичка). О главной своей миссии орёл-мужчина почти забывает… И остаётся ни с чем.

Мужичок и второй раз идёт за ёлкой. Но теряет к своей цели всяческий интерес, как только обнаруживает в лесу загадочную избу. И то, что новогоднее дерево он вряд ли найдёт, копаясь в избушечной рухляди, героя мало волнует. А третий поход за лесным символом Нового года приходится вообще на весну, что уж совсем не имеет смысла.

Теперь ещё об одной интересной особенности «Прошлогоднего снега». В мультике множество сказочных мотивов. Нам, типа, хотят рассказать новогоднюю сказку. И сначала ты в это веришь, а потом понимаешь, что она теряет смысл.

Например, возьмём историю с избушкой на курьих ножках. Используя свои филологические познания, отмечу, что в народных сказках она обычно является местом перехода из земного мира в потусторонний. Когда Иван-царевич попадает в избу, это символизирует инициацию героя, его перерождение, превращение из юноши в мужчину. Жительница избы, Баба-Яга, становится проводником в иномирье. Поэтому старуха делится с царевичем знаниями, которые пригодятся ему в новой жизни. Вот почему Яга рассказывает герою, как победить Кощея Бессмертного или где добыть молодильные яблочки и живую воду. И Иван-царевич, умудрённый, идёт на подвиги.

А что же с мужичком из «Прошлогоднего снега»? Он оказывается в избушке на курьих ножках, переживает там многочисленные превращения. Это и предполагает инициация, но она оказывается ложной. Герой не перерождается, и случившееся его ничему не учит. В конце концов ему даже становится неясно: а была ли избушка?

Смысл превращений мужичка, полагаю, раскрывает третий признак абсурдизма в мультике. В произведениях названного жанра герой «затерроризирован» вещами. Предметы ведут агрессивно: оживают, самовольничают, хотят его поглотить… То же происходит с мужичком. Сапоги-скороходы убегают от него, скатерть-самобранка запрещает есть свои блюда, избушка, решив поразмяться, устраивает герою взбучку, а потом выплёвывает несчастного в снег.

Более того, когда мужичок обнаруживает волшебную палочку, из-за неумелого пользования ею он сам превращается в вещи. В телевизор, в колодец, в пушку, в часы, в утюг и так далее. Но ни какая-либо метаморфоза героя, ни избушачье испытание его на прочность не связаны с инициацией. Абсурдизм несёт совершенно иную идею. Опредмечивание человека, как и одушевление вещей, символизирует кризис духовности.

И снова вернусь к сказочным мотивам. Традиционно у героев сказок третья попытка завершает цикл повторов. Она может быть удачной или дающей сюжету новый оборот. Так, герои сказки «Три царства – медное, серебряное и золотое» после третьего путешествия на чужбину отыскали себе невест; с третьей попытки разбивается золотое яичко в «Курочке Рябе»; после третьего испытания невест Иван-царевич теряет Василису Премудрую и отправляется на её поиски.

Но в мультфильме «Падал прошлогодний снег» третья попытка оказывается бессмысленной. Ёлку мужичок добыл, но тут же унёс обратно в лес. Ибо новогодняя ёлка весной нужна как прошлогодний снег. (Вот и возможная трактовка названия. В русле абсурдизма, кстати. Прошлогодний снег – нечто ненужное, потерявшее всякую ценность). И это действие вдвойне бессмысленно потому, что срубленное дерево уже мертво. Оно не сможет жить в лесу, как прежде… Хотя, мы ещё в самом начале отметили, что в этом пластилиновом мире всё может быть. Поэтому, наверно, здесь срубленная ёлка продолжила спокойно расти. И поэтому же, наверное, здесь падал прошлогодний снег.

Анна Румянцева

159


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95