Меньше месяца остаётся до момента, когда Марья Ивановна снова скажет: «Кто готов? Лес рук…» или «Звонок для учителя!» Откуда появились эти типичные фразы школьных учителей, рассказал кандидат филологических наук, доцент кафедры современного русского языка и методики его преподавания Новосибирского педуниверситета (НГПУ) Юрий Крылов.
Лес рук!
«Пушкин, ты не к месту»
Когда учитель тебя грозно спрашивает: «А сочинение за тебя Пушкин будет писать?», Александра Сергеевича хочется помянуть недобрым словом.
— Пушкин в школьной литературе давно оказался на столь незыблемом пьедестале, что превратился из интересной исторической личности в штамп. Фраза, которая родилась еще в 50-60 годы, это как раз реакция школьников на то, что Пушкина учителя упоминали к месту и не к месту. То есть изначально это был сарказм со стороны детей, а потом уже прижилось и в учительской среде.
А вот фраза «Голову ты не забыл?» своей популярностью обязана киножурналу «Ералаш», где ее говорит учитель нерадивому школьнику.
— Разумеется, «Ералаш» только воспользовался уже появившейся фразой. Это пример «народного творчества», которое было подмечено и обрело уже всесоюзную популярность после выхода на экран. Здесь используется прием логического параллелизма (опять же весьма распространенного во время СССР): дневник приравнивается к голове.
«Одарённые» — это оскорбление
Да-да, речь о «повторяю для особо одаренных», «для тех, кто в бронепоезде».
В данном случае можно говорить о приёме эвфемизации — замене некорректной характеристики иносказательной конструкцией. Одарённые — это ирония, замена слова на противоположное по значению, а отсылка к бронепоезду — метафора, что невозможно достучаться до сознания учеников, будто оно в броне.
Ну не будет же педагог обзывать ребенка, даже если он в пятом классе два плюс два сложить не может. Вот и выходит из этой ситуации при помощи богатства русского языка и уже устоявшихся учительских фразочек.
«Окей, Гугл, кто к доске?»
В современной школе уже появились новые выражения: «Окей, гугл, кто идет к доске?», «Погугли в голове», и угрожающее: «Удалю из друзей».
— Речь учителей отражает современные реалии: конечно, и они, и ученики пользуются гуглом, гаджетами, поэтому и появляются шутки про «погугли». Но насколько эти фразы задержатся, покажет время, ведь какие-то явления, в том числе и гугл могут кануть в прошлое.
Например, сейчас почти не услышишь в современной школе фразу «Губы накрасила, а в голове пусто»: отношение к косметике и цвету волос стало проще, чем в советское время. Как и «Из-за тебя весь класс будет стоять до конца урока»: такое наказание в современной школе недопустимо. Или такое: «После урока не только дежурные, но и весь класс остается на уборку». Дети сейчас просто не моют пол и доски в классе.
«Звонок для учителя» — а ведь это нарушение…
А есть фразы учителей, которые являются... незаконными. Их перечислил юрист Константин Зиновьев.
— К примеру, «Зачем руку тянешь? В туалет надо? Намочи заодно тряпку». Но согласно закону «Об образовании», ученик получает в школе образовательную услугу, как бы формально это не звучало. Он не должен убираться, мыть парту или доску. Если детей будут обязывать это делать, то родители имею право писать жалобу и директору школы, и в региональное министерство образования.
«Звонок для учителя» тоже звенеть не может.
— Есть четко прописанные нормы СанПИН, в которых обозначены время уроков и время отдыха для учеников. И нарушать их нельзя. Учителю, который постоянно задерживает детей, после жалобы родителей может грозить выговор или иное дисциплинарное взыскание, — подчеркивает Константин Зиновьев.
А может ли учитель забрать у ребенка телефон? Ведь фразочка «Отдам после урока» тоже во многих школах стала избитой.
— Правила пользования гаджетами должны быть прописаны в уставе школы или приняты отдельным актом. Если такой есть и в нем прописано, что использовать телефоны на уроке нельзя, то родителей обязаны с ним ознакомить. И тогда вопросов не должно возникать: ребенок не должен пользоваться телефоном. Обычно в таких случаях предусмотрены полки, куда дети могут положить гаджетами. А вот если учитель силой отбирает у ученика гаджет, да еще и грубит, то это уже расценивается как мелкое хулиганство и является нарушением административного кодекса.
Комментарий психолога:
Фразы, которые чаще всего звучат на уроках, могут много рассказать об учителе, как о специалисте. Так считает Анна Самусева, педагог-психолог.
«Лес рук» — такую фразу, скорее всего, можно услышать, от педагога, которому за 40. Он будет обижен, что дети не подготовились, не выучили урок. И дальше пойдет «по списку в журнале» вызывать к доске.
Не знает, как вести с себя учениками, и учитель, который говорит «Такой умный? Тогда иди к доске (или сам веди урок)» и «Почему смеетесь? Скажите нам, вместе посмеемся».
«Рты закрыли, тетради открыли» - а вот это уже полная профдеформация! Не имеет права педагог так общаться с учениками. Такая фраза говорит, что у него нет авторитета, если он не смог объяснить ученикам, что на уроке в целом нужно вести себя тихо. По сути учитель расписался в своем бессилии, поэтому грубо вышел за рамки.
«А вот Лена молодец» — совершенно недопустимо такое поведение для учителя: это может спровоцировать буллинг в классе — дети посчитают ребенка учительским любимчиком, могут начать травить. Грамотный педагог так выделять ребенка не будет.
«Двойку поставлю карандашом» — а вот это верная фраза: учитель дает ребенку шанс постараться, исправить оценку. Так поступает хороший педагог, который заинтересован в развитии детей.
Но почему вообще педагоги из поколения в поколения повторяют одни и те же фразы?
— Причина — леность ума. Чтобы избавиться от штампов, надо над собой работать. Но не все это делают, потому что намного проще использовать штамп, который сработал много лет назад. Мол, меня какой-то фразой в школе пугали, и тут, глядишь, сработает, — считает Анна Самусева, педагог-психолог. — Выходит, тем учителям, кто идет по проторенной дорожке, и самим надо бы поучиться.
Читайте полный материал на WWW.NSK.KP.RU: https://www.nsk.kp.ru/daily/27536/4802779/