Почти за каждым талантливым писателем стоит хрупкая, любимая женщина. Есть истории, про которые хочется писать, — крепкая, дружная семья, любовь не угасает на протяжении долгих лет семейной жизни, жена поддерживает своего писателя, а тот благодарен за её заботу; а есть печальные истории, когда любовь приносит лишь боль и чувства хоть и есть, но жить вдвоём плохо. И бывает так тягостно бороться с «творческим сумасшествием» своего мужа, что хочется бежать! Но вера в литературное наследие сильнее?
Возьмём, допустим, «отца русской литературы» А. С Пушкина. Здесь сошлось всё: первая красавица, первый поэт! Его жена Наталья Гончарова — невероятный источник, муза… и самый настоящий критик. Она та, которой хочется рассказывать сюжетные повороты своего рассказа и удивлять действиями любимого героя. По свой природе она была очень умна, скромна и молчалива — слушать её мнение Пушкину хотелось. Так он всю супружескую жизнь к Наталье и прислушивался. В своих произведениях он ласково называет её «душа моя», «ангел мой»; любо говорит «Какая ты умненькая, какая ты миленькая!»; искренно пишет, что «…кроме тебя в жизни моей утешения нет».
А Маяковскому в любви не повезло, хоть всю жизнь он и любил — одну: неземное создание, неопределимая мечта — Лиля Брик. Любимая Лилечка — душа русской интеллигенции и боль для бедного поэта. Когда в своих стихах он говорил, что «кроме любви твоей, мне нету солнца, а я и не знаю, где ты и с кем», она в своих письмах писала о том, что «страдать Володе полезно, он помучается и напишет хорошие стихи». Такая у них разница.
Они жили втроём: она, её муж и Маяковский. Муж Лили души в нём не чаял, она же считала его, в прямом смысле, за собаку. Бывало, что спал Маяковский и на коврике. Но любовь крепкого хмурого поэта была так сильна, что горела долгие года. Погасла она только тогда, когда его не стало. Об этой нестандартной любви знали все, слухи расползлись по всей Москве, а они и не скрывали. «Не брошу же я Осипа!»— отвечала на вопросы Лиля. На их входной двери красовалась огромная вывеска «Брик. Маяковский», чтобы каждый мог знать, где можно найти сумасшедшую любовную парочку.
Когда Лиля с Осипом уединялись, они, закрыв дверь, могли слышать, как Маяковский скребётся об неё и плачет, и просит, чтобы его впустили внутрь.
А Толстого супруга любила всю жизнь, а тот в своих дневниках писал «эта пришла», «дура старая». В 18 лет Софья Толстая вышла за него замуж и родила 13 детей. В своей жизни она видела только любимейшего дорогого мужа. Переписать 8 раз «Войну и мир» — сделаю! «Не будешь рожать, разведусь!» — сказал Толстой, когда Софья фактически умирала.
Вместо походов в театр, ресторанов и мира светской интеллигенции она убирала навоз и кормила скот. Несчастная Софья знала о том, какой её муж на самом деле: он презирает женский пол, мысли о плотских утехах, разврат... На протяжении десятилетий у Софьи было депрессивное состояние. Однажды она пыталась убить себя. Перед началом их брака Толстой отдал невесте дневник, где расписывал все свои романы и утехи и даже рассказывал о сыне, который «неожиданно» появился на свет.
Когда ей была нужна операция, связанная с родами ребёнка, писатель восклицал: «Я против вмешательства, которое, по моему мнению, нарушает величие и торжественность великого акта смерти». Когда он хотел отказаться от своих прав на литературу, Софья бросилась под поезд.
Любовь сурова и трагична? Нужна ли она? Нужна. Например, герои «Мастера и Маргариты» — не вымысел, а настоящая автобиография автора и его жены. «Это была быстрая, необычайно быстрая, во всяком случае с моей стороны, любовь на всю жизнь» — рассказывала Елена Шиловская.
Говорят, что это был роман с ведьмой. Почему? При их первой встрече она попросила своего Мастера завязать шнуровки на платье, позже Булгаков признается: «Она завязала меня к себе на всю жизнь! Ведьма». Она делает правки в рукописях, порой даже перепечатывает их, даёт советы на протяжении всего семилетнего брака.
Даже ведёт дневник, в котором описана вся их литературная жизнь. Рядом с ней роман «Мастер и Маргарита» приобретает новые яркие краски. Булгаков, как и Мастер, расцветает рядом со своей возлюбленной, и муза отныне не покидает его. Переговоры насчёт театральных постановок, вёрстка и редактура были на ней.
Даже после его смерти у Елены Шиловской была лишь одна цель — издать неопубликованные материалы мужа. Только с седьмой попытки получилось издать «Мастера и Маргариту». Даже в возрасте она была такой, какой ее встретил Мастер: невероятно хитрой, умной и неповторимой красавицей. И правда ведьма!
Любовь может настигнуть не только в молодом и здоровом теле… «Дуся моя, ангел, собака моя, голубчик, умоляю тебя, верь, что я тебя люблю, глубоко люблю; не забывай же меня, пиши и думай обо мне почаще», — пишет в своём письме к возлюбленной А. П. Чехов. Ольга Книппер — актриса театра, восходящая звезда, которая поразила Чехова с первого мимолётного взгляда. В первый день их знакомства он писал, что, если бы ему не нужно было уезжать из Москвы, он бы непременно влюбился в неё. Так и случилось.
Он был уже в том возрасте, когда обычно не женятся, плюс, болел. Друзья говорили ему, что это всего лишь интрижка...
Пережила она мужа на 55 лет, а похоронена была рядом с ним. После его смерти вела кочевой образ жизни и несколько лет писала ему письма. «Кланяюсь Вам низко, низко, так низко, что касаюсь лбом дна своего колодезя, в котором уже дорылись до восьми сажен. Я привык к Вам и теперь скучаю и никак не могу помириться с мыслью, что не увижу Вас до весны…» — пишет возлюбленной Чехов.
С «милой актрисулей» они переписывались годами. Всего было написано 400 писем. Она смотрела на него как на бога. Он восхищался её игрой на театральной сцене.
Не всем везёт в любви, а в творческой семье любить ещё сложнее. У каждого писателя своё видение жизни, особый диапазон чувств. В большинстве своём – это странные, летающие люди. Без любимых женщин не было бы всем известных книг. За это им отдельное спасибо.
Ангелина Ковалёва