Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

О Третьякове и Третьяковке

к 175–летнему юбилею Павла Михайловича Третьякова (1832-1898), русского мецената, основателя Государственной Третьяковской галереи и 150-летию ГТГ (10 (22)мая 1856г.)

Лики истории на полотне.

Путешествие второе.

Дорогие коллеги!

Мы продолжаем гулять по залам Государственной Третьяковской галереи. Сегодня предлагаем вам отправиться в увлекательное путешествие по страницам истории государства Российского, ярко и многогранно представленной в национальном живописном собрании. Нам представляется важным обратить внимание на то, как воспринималась и подавалась русскими живописцами история Отечества в лицах. Главное, что объединяет эти славные живописные страницы, сотворившие славу земли Российской — яркость и мощь характеров, неповторимая индивидуальность, доминирующая в каждом портрете, творческая и созидательная энергия во славу России.

Разговор с детьми на предложенную тему позволяет прикоснуться к славным страницам русской истории и ее героям: Петру Первому, князю Меншикову, окунуться в мир русской философской мысли начала прошлого века, отправимся в гости в мещанский дом XIX века. Разговор с читателями позволяет неформально решить проблему патриотического воспитания в условиях школьной библиотеки, музея, школы, семьи. В ходе беседы можно затронуть различные морально-этические проблемы, возникающие в любой семье: взаимоотношения отцов и детей, проблема нравственного выбора, воспитания чувства толерантности. Кроме того, внимательное совместное изучение вершин русского психологического портрета научит ребенка глубже понимать психологию не только портретируемых, но и всех окружающих его людей, быть внимательнее, вдумчивее.

Проводить беседы можно непосредственно в залах Третьяковки или с альбомами репродукций в руках. Они рассчитаны на средний и старший возраст.

Итак, отправляемся в путешествие на своеобразной машине времени, чтобы очутиться в эпицентре ключевых событий русской истории.

Интерес к русской истории среди отечественных живописцев возник сравнительно недавно (по историко-искусствоведческим меркам), во второй половине XIX века. Точнее: после памятного «Бунта 14», о котором мы вспоминали в прошлый раз (передовые русские художники вышли из рядов реакционной Академии Художеств). Академисты, мастера исторической картины, по инерции изображали героев античности, а «бунтари» обратились к современной им истории. Свое вдохновение наши соотечественники черпали в сюжетах истории своей страны, а не в далекой и чужой классике. Люди, сделавшие нашу историю, отныне и навеки стали полноправными хозяевами в исторических полотнах. Итак, начинаем наше путешествие на машине художественного времени:

Зал № 31. Искусство второй половины XIX века. Николай Ге.

Краткая историческая справка: Петр Первый Великий (1672 — 1725) — русский царь (с 1682) и первый император (с 1721) Российской империи; один из самых выдающихся государственных деятелей в мировой истории, определивший направление развития России в XVIII веке.

Царевич Алексей Петрович, сын Петра Первого и официальный наследник российского престола, осуждал преобразования своего отца, а в конце концов бежал в Вену, под покровительство родственника своей жены, император Карла VI, где искал поддержки в низвержении Петра I. В 1717 году безвольного царевича уговорили вернуться домой, где он был взят под стражу. 24 июня (5 июля 1718 года) Верховный суд, состоявший из 127 человек, вынес смертный приговор Алексею, признав его виновным в государственной измене.

(Материалы из Википедии : http://ru.wikipedia.org)

Картина «Петр Первый допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871) не ограничивается изображением сцены допроса Петром Первым мятежного царевича. Она представляет ключевой спор между западниками и славянофилами, ведущийся отечественными мыслителями со времен Ярослава Мудрого. Перед нами две правды: следование вековой патриархальной традиции и энергичное деятельное начало, опережающее свое время. Трагическое их противоречие, начиная с конца семнадцатого века, составляло основной конфликт русской истории.

Проблема выбора дальнейшего пути для развития российского общества и государства поставила государя императора перед тяжелым выбором: жизнь сына или будущее России. Как известно, история не терпит сослагательного наклонения, но, как говорится, «из песни слова не выкинешь»:

Начало славных дел Петра

Мрачили мятежи и казни…

(Б. Пастернак)

Вторая, не менее важная нравственная проблема, волнующая автора — трагедия непонимания отцов и детей. Причем конфликт поколений достигает у Ге максимального накала и сопрягается с конфликтом интересов государства и семейными узами, перерастая в настоящую трагедию: всем известна судьба сына царя Петра Первого: безжалостная расправа за государственную измену, измену делу всей жизни великого преобразователя.

Конфликт поколений, правда, заключается в противопоставлении прогрессивной позиции отца отжившей позиции сына, а не наоборот. Обычно дети лучше ориентируются в современном мире, чем родители. Но в венценосной семье все случилось иначе: отец смог обогнать свое время, а сын все время оглядывался назад. В этом своеобразие авторского замысла, самого сюжета и его трактовки.

Картина интересна еще и тем, что максимальная художественная выразительность достигается минимальными живописными средствами, что совсем не характерно для Ге: нет ни заломанных рук, не искаженных судорожной гримасой лиц, не растрепанных волос, не экстатических жестов. Все предельно просто и максимально выразительно: черно-белый ритмический рисунок пола и два лица, словно выхваченных из мглы: ярко освещенных энергичное, волевое лицо Петра, и сумрачное, несколько округлое и мягкое, но тем не менее упрямое лицо сына. Две убежденности, две правды, две судьбы. Первая — стезя прогресса, борьбы и преодоления косности, другая — истовое следование традиции, принципиальная защита идеалов прошлого, допетровской Руси.

Этот спор решила сама история нашего государства, решила в пользу царя-отца. Правда, крови при том споре пролито было немеряно и голов потеряно не считано…

Зал № 34 . Василий Суриков.

Историческая справка: МЕНШИКОВ Александр Данилович (6.11.1672 -12.11.1729), государственный и военный деятель, сподвижник Петра. Первый российский генералиссимус.

Первоначально Меншиков исполнял при царе обязанности денщика. Преданность, усердие, энергия, распорядительность, умение угадать и исполнить желание царя, при уме и личных талантах, выдвинули Меншикова в число ближайших сподвижников Петра I. Во время Северной войны (1700—21) Меншиков вырос в крупного администратора и военачальника. В 1702 Меншиков — губернатор Нотебурга, в 1703 — Олонецкой верфи. В военной кампании 1703 — 04 отличился при взятии Ниеншанца и Нарвы. За Полтавскую «викторию» Меншиков был произведен в фельдмаршалы. В 1709 — 13 он командовал русскими войсками в Польше, Курляндии, Померании, с 1714 управлял территориями в Прибалтике, отошедшими от Швеции к России.

В руках Меншикова была сосредоточена огромная власть, которую он часто употреблял в своих целях, не стесняясь приобретения и умножения богатства. Многочисленные жалобы на корыстные действия Меншикова не достигали цели. От суда его спасало снисхождение Петра I и заступничество Екатерины I.

После вступления на престол Петра II и его помолвки в мае 1727 с дочерью Меншикова последний был близок к регентству. 13 мая 1727 был пожалован в генералиссимусы. По настоянию получивших влияние на Петра II Долгоруких и поддержке Верховного тайного совета он был отстранен от дел, обвинен в измене и хищениях государственной казны, сослан в Березов, где и умер. (hronos.km.ru/biograf/menshikov.html )

Тема Петра и его исключительного влияние на судьбу России раскрывается в картине В. Сурикова «Меншиков в Березове» (1883). Суриков изобразил героя поверженного, но не покоренного.

По мнению Писарева, «не имея возможности показать нам, как живет и действует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает». Этого оказалось достаточно, чтобы показать величие духа главного героя. Изобразив его героическую гибель, автор рассказал «силах Базарова, о тех силах, которых полное развитие могло обозначиться только жизнью, борьбою, действиями и результатами» (Д. И. Писарев). Перед нами один из таких людей. Автор изобразил пору угасания в ссылке Александра Даниловича Меншикова.

В режиме реального времени картины ее главный герой олицетворяет величие несломленного духа. Написанная в мрачных тонах, фигура Меншикова подобна затухающему вулкану. Оказавшись в ссылке, полностью ограничивающей его комфорт, свободу телодвижений, она не в состоянии ограничить свободу его мысли. Возможно, теперешнее положение постоянно возвращает его назад, во времена нищего детства, давая возможность сравнить свое начало и конец и сделать вывод о бренности славы и всего земного…

Но не беспомощную «вспоминательную» мечтательность, не жалобную старческую плаксивость выражает лицо петровского сподвижника. Созерцая его физическую немощь, невольно отмечаешь нерастраченную мощь и силу интеллекта. Величайшей несправедливостью представляется зрителям, что обладатель государственного ума и исключительной воли прозябает в сибирской глуши, не имея возможности определять судьбу Государства Российского.

Мрачноватый колорит картины настраивает не только на скорбные, но и на философские мысли. Зритель не только сочувствует главному герою, но и невольно проникается спартанским духом героической петровской эпохи, позволяющим в самых суровых условиях сохранять мужество и душевную стойкость.

Зал № 36. Илья Репин.

Подобные скуповатые изобразительные средства использует И. Е. Репин в полотне «Не ждали» (1884—1888). Картина сюжетна, как часто бывает у Репина, как и у всех передвижников. Политический заключенный возвращается в родной дом. Его семья по-разному, но одинаково бурно реагирует на неожиданный визит: дети удивлены и рады, жена счастлива, мать глубоко потрясена, прислуга смотрит с опаской. Двери распахнуты, в окнах — радостный солнечный свет… Не ждали. Поэтому и дождались!

А наш герой, добровольно пожертвовавший домашним уютом, теплом и светом семейного очага ради счастья других, бесконечно далеких ему людей, неожиданно вернулся домой. Он с такой надеждой всматривается в родные лица, до боли знакомую, сто тысяч раз виденную во сне домашнюю обстановку, с таким раскаянием и состраданием своим домашним, много перенесшим ради него, с такой верой в новую жизнь, что сердце невольно сжимается. «Вы только подумайте: шел человек тысячи, тысячи верст и все думал о том домишке, куда он придет (тоже где-нибудь в Пятисобачьем переулке!), о голубеньких обоях, и вот пришел — входит домой: изобразите (или хоть вообразите себе) его лицо! Да такое лицо было у него раз в жизни — как безумно оно расцвело, готовое смеяться и плакать, вообще ко всему готовое — в нем не два, не три выражения, а тысяча выражений сразу». (К. И. Чуковский).

Его счастье нельзя передать словами, его можно только написать маслом на холсте. Однако, нет никаких сомнений в том, что будь у него три жизни, он не задумываясь отдал бы их на благо всех униженных и оскорбленных своей многострадальной земли. Земли хмурого пасмурного неба, нездешних просторов, выцветших обоев и самых отзывчивых задушевных в мире людей…

Герой картины — обыкновенный человек, каких много. Русский интеллигент, воспринимающий судьбу своего народа также остро, как свою собственную. Но именно такие люди, самоотверженные и скромные, преданные и неравнодушные, вписали в исторические хроники нашей страны лучшие страницы.

Зал № 39: Искусство рубежа 19—20 веков. Михаил Нестеров.

По установившейся традиции, мы заканчиваем наше путешествие на «машине времени» в зале Михаила Нестерова. Художник очень трепетно относился к историческому прошлому Родины. На его полотнах история Государства Российского буквально оживает на наших глазах и обретает современное звучание.

Его полотно «Философы» (1917) представляет собой парный портрет Сергия Булгакова и Павла Флоренского. Перед нами снова две философии, две жизненных правды, как и в первом сюжете.

Проблема «Восток-Запад» решается у Нестерова в начале XX века совершенно иначе, чем у Ге во второй половине XIX. Художник изобразил два основных начала отечественной философии не во взаимоисключающем противопоставлении, а в гармоничном сосуществовании. Углубленный в свои мысли Павел Флоренский, хранитель русской славянофильской традиции и убежденный западник Сергий Булгаков, привыкший смотреть опасности реального мира прямо в глаза, вместе противостоят наступающему «красному» террору. Плечом к плечу, в едином порыве, в упомянутом гармоничном единении двух непохожих, но взаимодополняющих начал, они выступают чистыми носителями великой русской гуманитарной традиции, традиции милосердия, добра и живой свободолюбивой мысли.

Фигура Флоренского написана светлыми, спокойными красками. Общий тон его одежд гармонируют с общим строем его созерцательной натуры, восточного молитвенного созерцания и любомудрия. Отрешенное светлое настроение, навеваемое этой светлой безмятежной фигурой, поневоле передается зрителю, как и весь гармоничный строй его возвышенных мыслей.

Несколько иначе выглядит «русский европеец» Булгаков. Мощное созидательное начало, проповедующее активную жизненную позицию — главная составляющая его образа. Неутомимым интеллектом и энергией наполнена каждая черта его благородного облика. Сурово и непреклонно смотрит он прямо вперед, в упор опасности. Можно не сомневаться: этот человек не сможет и не захочет мириться с окружающей несправедливостью. До последнего вздоха он будет активно противостоять злу во всех его проявлениях.

В своих воспоминаниях Булгаков раскрыл намерение Нестерова: «Это был, по замыслу художника, не только портрет двух друзей… но и духовное видение эпохи. Оба лица выражали одно и то же постижение, но по-разному, одному из них как видение ужаса, другое же как мира, радости, победного преодоления. То было художественное ясновидение двух образов русского апокалипсиса, по сю и по ту сторону земного бытия, первый образ в борьбе и смятении (а в душе моей оно относилось именно к судьбе моего друга), другой же к побежденному свершению, которое нынче созерцаем…» (http://www.bibliotekar.ru/kNesterov/24.htm).

Они стоят плечом к плечу, охваченные единым благородным порывом защищать свои идеалы до последней капли крови. Один — принципиальным уходом в молитвенно-созерцательный мир, другой — таким же принципиальным активным противостоянием новой власти уже в этой, земной жизни. Два столпа веры и разума, апологеты русской духовности и христианской любви, они — суть ее великое выражение.

Сила и слава нашей истории в единстве различных начал. В этом удивительный талант русского народа, его громадные созидательные возможности. Сила духа, широта натуры, сдержанное достоинство, самоотверженность и свободолюбие наших соотечественников, а также ярко выраженное эстетическое чувство вдохновляют великую русскую культуру, которая «способна убедить каждого образованного человека в том, что он имеет дело с великой культурой, великой страной и великим народом» (Д. С. Лихачев //Культура как целостная среда// Лихачев Д. С. Избранное.- М., 2006).

Конец второго путешествия

Мария Московская,

Главный библиотекарь отдела изучения социально-психологических проблем детского чтения Российской государственной детской библиотеки, г.Москва.

Опубликовано в журнале «Семейное чтение». -2008. -№ 4. -С.28—33.

1034


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95