Принято считать, что о вкусах не спорят. Но почему? Если мы не будем этого делать, то весь мир погрузится в безмолвие. Важно именно то, как ты споришь, а вернее, ведёшь диалог. В конце концов, можно получить удовольствие и от процесса или вовсе родить истину.
Я хочу рассказать историю, которая, как мне показалось, будет интересна, в независимости от её очень специфической темы…
Захожу я с другом в обычный магазин дисков, как это обычно мы делаем, когда летом появляется свободное время. Заходим посмотреть фильмы, компьютерные игрушки...
Я первым делом иду осматривать стеллаж с музыкой. Смотрю английскую букву "E" и не наблюдаю там Элвиса.
Раздосадованный, я еще погулял по магазину и поскольку ничего для себя не нашел, мы с моим компаньоном собрались уходить и у порога я с вызовом бросаю фразу, мол, 16-е августа (день памяти) скоро, могли бы и с Элвисом что-то заказать, а то как всегда ничего нового нет...
Продавец (лет 26) тем временем, одетый весь в чёрное, неохотно разговаривая, со своим собеседником (лет 30) также одетым в цепи и чёрное, обидевшись посмотрел на меня и с не меньшим вызовом сказал:
- "Новое"? Дак Элвис уже давно это... Спит. - Пошутил "смешно" продавец.
- "Элвис жив, он просто улетел на свою планету" это, во-первых, а во-вторых, то, что он "спит" не мешает выходу редких релизов, концертов, ауттэйков, домашних записей и прочего...
Тут неожиданно в спор ввязался второй его друг...
- Ты имеешь ввиду ремастеринг старых песен?
- Нет, я имею ввиду, концерты, которые официально не издавались.
- Да и где ты их найдешь? Ждать пока кто-то возьмет с полки магнитофон и перепишет в цифру, чтобы после слушать это в дерьмовом качестве?
Тут я понимаю, что пошла заявочка на интересный разговор...
- Для коллекции хотя бы.. Да и не всегда они в дерьмовом качестве. И к тому же есть мощные концерты сильнее официальных иногда. Декабрь 75-ого, август 72-ого или 74-ого, февраль 77-ого, послушайте, как-нибудь...
- Да ну... Мне такое и для коллекции не надо. Да и к тому же, что их много? Сколько у него альбомов всего? 60-то хоть наберется.
- Ага, 65 прижизненных и наберется (не считая такие альбомы, как Elvis Talks, разумеется).
Пауза, в которой надо было видеть лица обоих "матерых музыкантов".
-Да ну-у... А всего? 150 будет?
- Пф-ф... Будет и 150. Будет и больше, уже не прижизненных, конечно. Вы даже представить себе не можете, сколько у него этих концертов было.
- Ой, а 500?
- Он давал больше тысячи живых концертов и это только с 1969-ого по 77-ой. А еще есть 50-е, малая часть начала 60-х. Представьте, что хоть один кто-то сидел из многотысячной аудитории и записывал концерт.
- Ну я проверю... Сомневаюсь, что у Пресли столько материала.
- Проверьте, проверьте…
- А ты знаешь группу Meathook Seed?
Тут моей уверенности поубавилось.
- Нет.
- А Napalm Death?
- Ну, эту знаю.
- Знаешь такого парня Шэйн Эмбери?
- Нет.
- Так вот познакомься с его творчеством. Вот он - трудяга. 30 проектов у мужика! Столько групп. Хоть понимаешь, что в голове у мужика происходило? А Элвис это технарь, как и Битлз...
- Ух ты... Ну я спорить не буду, я и знать не знаю, кто это вообще такой. Какие годы?
- Конец 80-х
- (Поперхнулся) Ну ясно, я могу сказать одно: если бы не этот, как вы говорите, "технарь", не было бы ваших групп в принципе.
Оба мужика в унисон - да ну конечно!
- Серьезно вам говорю. Человек открыл дорогу для рок-н-ролла. Он его фактически создал.
- Ошибаешься не он рок-н-ролл создал.
Тут мой приятель, с которым я зашел, наконец, по сотому раз просмотрев весь магазин, сказал
- Ох, не знаете вы с кем связались. Где тут присесть можно...
Как будто его не замечая, мы продолжили.
- Нет, ну, понятно, что истоки надо брать еще с негритянских госпелов. - сказал я.
- Да-да в том то и дело!
- Но вы послушайте разницу... Взять Билла Хейли например. Послушайте его запись даже 1952-ого или '53-ого года. И Пресли 1954-'55,'56-ого года. Обнаружите, что у Билла Хейли это не рок-н-ролл вовсе. Роккабилли, возможно, хотя его пел уже и Элвис. Но вообще чуть ускоренное кантри и наличие в нём саксофона не является рок-н-роллом. До этого рок-н-ролл слушали и исполняли только чёрные, а Элвис сломал эти рамки. Билл Хейли пел, как белый, а Элвис, как чёрный. Показал, что на сцене можно не просто стоять а-ля Синатра и петь песенки по стойке смирно. Что необязательно петь для общей массы эстрадные и кантри песенки. Был бы ваш панк, глэм рок, металл и прочее без элвисовской манеры исполнения, одеваться, двигаться и везти себя на сцене так, как это делал он... Ага, а то как же... Рок-н-ролл такой, какой он есть сейчас благодаря Элвису Пресли.
Билл Хейли и Элвис Пресли
В общем, мы еще чуть-чуть поговорили, остались, разумеется, на своём, как настоящие, закоренелые рокеры. Разойдясь на том, что он мне посоветовал узнать про Шэйна Эмбери, а ему по лучше познакомиться с Пресли.
Я не обманул - узнал про него... Собственно он никто и звать его "никак" и разнообразия музыкального у него Вы не услышите. Обычный "дэтметалловский" басист.
И я подумал... Лучше быть как Пресли или Дэвид Боуи, Нил Янг или Дилан и оставаться особняком, петь по разному, разные жанры и брать за сердце, чем участвовать в разных группах и проектах, "петь" а вернее орать одинаковые песни, разрушая барабанные перепонки. И даже не "петь", а просто играть на басухе. Потому что Шэйн Эмбери в первую очередь басист и только.
Сергей Брыляков