Мошенникам в сфере трудоустройства сейчас раздолье: с работой в стране напряженка, студенты ищут подработку на лето… Поэтому сегодня все чаще ищущих работу используют втемную: «покупаешься» на одну вакансию, а оказываешься на совершенно другой, причем «расстрельной» должности. Чтобы предостеречь наивных соискателей, корреспондент «МК» исследовал «антирынок» труда по отзывам его жертв.
Мое расследование началось с рассказа выпускницы театрального вуза: она поведала, как откликнулась на вакансию администратора в театр. Прошла собеседование, и оказалось, что ей предстоит… названивать незнакомым людям и впаривать им билеты на спектакли — а иначе она не получит ни копейки. — А когда я сказала, что не за этим пришла, мне презрительно ответили: «И что ты за артистка после этого?! Если даже купить билеты уговорить не можешь?! Театр-то с вешалки начинается!..» После этого я погружаюсь в соцсети и по огромному количеству отзывов понимаю, что обманутых работников — тьма. Имеется даже черный список организаций по профессиональным направлениям. Нахожу еще нескольких пострадавших от идентичных «театральных агентств»: — Я пришел на собеседование на вакансию «менеджер по работе с персоналом», — рассказывает один из них. — На собеседовании девушка с горящими глазами стала вещать, что они постоянно ездят отдыхать всем коллективом, что конкурсы проводят, и лично она выиграла 500 тысяч, что каждые две недели к ним приезжает какой-нибудь актер из Европы и проводит мастер-классы… В итоге оказалось, что «менеджеру по персоналу» предстоит впаривать театральные билеты. «Я потратила две недели на эту шарашкину конторку! — пишет на сайте еще одна соискательница агентства на «театральную» тему. — Отправила резюме на вакансию «офис-менеджер». Меня пригласили на собеседование: нас было 5 человек, собеседовала… девочка-секретарь! Рассказывала, что на испытательный срок з/п будет 30 тыс. в мес., а после 35 — ну я и повелась. На следующий день у меня было «обучение» полдня — про то, как правильно впаривать билеты по телефону. Вскоре выяснилось, что никакого оклада там нет и не было никогда, звонильщики работают на процентах. За две недели я заработала 2500 руб., но, узнав, что я хочу уйти, меня даже не рассчитали!» При последующем изучении вопроса мне удалось вычленить еще несколько способов психологического давления на соискателей. ■ ■ ■ Фразу «Вам следует привести себя в порядок!» учат произносить на тренингах соискателей вакансий в салонах красоты. А фразу «Вы ужасно работаете!» слышат они сами — в конце испытательного срока в три месяца, на который берут без оплаты. Это, однако, не мешает работодателю в этот период испытуемого штрафовать «за плохую работу». К концу испытательного срока бесплатная рабочая сила оказывается еще и должна своему месту работы и вынуждена далее снова работать бесплатно, пока не отработает долг. «Я успела поработать в таком месте — они обещали бесплатное обучение, нормальную з/п плюс процент. На деле на этом обучении вынуждают купить их косметические продукты на 40 тыс. руб., мало кто может за наличные, так они оформляют кредит. И потом человек, попавший в ловушку, вынужден обзванивать других, чтобы им тоже втюхать эти наборы. А за «пустой день» штрафы выписывают! Мне было очень жалко наивных пенсионерок, а их большинство, которых ловко разводили на оформление кредита. Но и я это делала: все, кто вам звонит, — такие же обманутые жертвы». А вот про другие, но аналогичные «салоны красоты с мировым именем»: «Были случаи, когда в кредит продавали абонемент на услуги, а они не оказывались, салон просто переезжал, — предупреждает на сайте бывшая сотрудница подобного заведения. — Они нанимают людей, чтобы обзванивать и предлагать косметические услуги в подарок, лишь бы клиент пришел. А на месте вас убедят, что плохо выглядите, и вам срочно надо купить абонемент или набор косметики, и то и другое — по цене 40 000 руб. В итоге им отдают свои денежки и клиенты, и те, кто хочет трудоустроиться». «Ни в коем случае не ходите туда работать! З/п не платят! Контора занимается разводом на кредит через фирмы-однодневки, которые потом кидают клиентов!» А вот рассказ девушки, которой довелось поработать в колл-центре: — Вакансию оператора в колл-центр я нашла в Интернете, она привлекла меня удобным графиком и оплатой труда. На собеседовании нас было человек 15 — всех нас приняли. Нам рассказали, что зарплата — ставка 16 000 + премии за каждого клиента, и это счастье всего за 4 часа в день. На следующий день пришли уже в другой офис — на обучение. Руководитель рассказала, что нужно будет звонить по базе клиентов и приглашать женщин на комплекс из 5 бесплатных процедур. Мол, это такая рекламная акция от центра, чтоб дамы получили уход бесплатно и захотели прийти еще. Звучало все это убедительно. Нам выдали списки номеров и сообщили, что наша стажировка началась. Лично я была убеждена, что делаю благое дело и приглашаю на бесплатный уход. В первый же день я записала парочку женщин, даже хотела записать своих знакомых, но, к счастью, правду узнала раньше. У меня была клиентка, у которой был только загранпаспорт при себе, и мне не разрешили ее записать. Я подумала: что за бред? Но потом узнала: это потому, что кредиты оформляют только по паспортам РФ… Я проработала там неделю — ничего не заработала. Ложь, что операторам платят за каждого клиента: 1000 рублей дают только за того клиента, который не просто пришел, но что-то купил или оформил кредит. В итоге из 15 женщин, которых оператору удалось уболтать по телефону, по факту приходят 4–5, а из них вляпывается в эту аферу максимум одна — и оператору заплатят только за нее. А ведь еще штрафы за «простой»! В итоге оператор работает, звонит, зазывает на процедуры, а по итогам месяца оказывается в минусе. ■ ■ ■ А вот какие засады ждут людей творческих профессий, ищущих удаленную работу и/или соглашающихся на «творческое собеседование» по Интернету. — Я откликнулась на объявление о поиске сценаристов, — рассказывает 46-летняя писательница Наталья. — В качестве тестового задания мне предложили написать проект сценария на 10 страниц. Я написала и отправила на указанную электронную почту. Мне не ответили. А спустя какое-то время на одном из сайтов, связанных со сценариями, благо постоянно их изучаю, я увидела свой проект, заявленный на региональный конкурс от чужого имени. Текст был слегка видоизменен, но именно мой! Я сначала хотела в суд подавать, но меня отговорили: ничего не докажешь! Сама послала свою работу неизвестно кому, никаких подтверждений не получила… На удочку «тестовых заданий» регулярно попадаются также переводчики и редакторы. — Не связывайтесь с бюро переводов, проводящими «удаленное тестирование»! — предостерегает 35-летняя переводчица Ольга. — «Тестовый» перевод дают огромный, потом пишут «не прошла конкурс», а оплату за выполненную работу получить невозможно. Они просто используют переводы, сделанные соискателями. — А я нашел эту компанию на уважаемом ресурсе по трудоустройству, — делится Анатолий, переводчик с немецкого с медицинской специализацией. — Клиника респектабельная, собеседование очное, но после него дают «домашнее задание»: выписки 3–4 пациентов на перевод, на 6–8 листов текста каждая. Это «тест», выполнить котороый надо на дому за неделю, потом принести в офис. До этого ни уровня заработной платы, ни форму договора клиника не оглашает — только обязанности. Через неделю я принес переведенные выписки: опыт переводов в медицинской сфере у меня большой, в качестве своей работы я не сомневался. Но через три дня я получил письменный отказ по этой вакансии… Зачем им кого-то брать на ставку, если соискатели и так все выписки переведут?! ■ ■ ■ Соискателям на вакансии в сфере обслуживания предлагается за испытательный срок «проявить себя» : показать, что они умеют разрешать конфликтные ситуации с клиентами в пользу работодателя. Вот что рассказал нам мужчина, подрядившийся выполнять мелкую ремонтную работу в квартирах по вызову в качестве «мужа на час»: — Обещанных денег вы не увидите: найдется уйма причин, чтобы вам не платить. За полгода работы оговоренную з/п я так ни разу и не получил. Фирма заинтересована максимально «обуть» клиента, и работник обязан этот принцип проводить в жизнь, а иначе его уволят сразу. Исходя из этого принципа, каждый второй заказ заканчивается скандалом с заказчиком. А отсюда постоянно какие-то штрафы и вычеты. Крайне неприятные истории случаются и с продавцами, привлеченными громкими названиями солидных сетевых супермаркетов: — Берут на испытательный срок вахтовым методом, — рассказывает Зарина, которая попала в долговую яму к магазину, в котором пыталась заработать. — А потом на испытуемых вешают все недостачи по торговому залу. Если там сработанный коллектив, правды вообще не найдешь! А если ты еще и приезжая, то легче их недостачи оплатить, а то вообще посадят! ■ ■ ■ Управленческое «слабо» — удочка для желающих гордо именоваться «генеральными директорами», «управляющими» и прочими «топ-менеджерами». Чаще всего в эту ловушку попадают тщеславные студенты и управленцы с малым опытом, которым хочется сразу попасть в большие начальники. Хотя и на матерых управленцев бывает проруха. Мне рассказали историю, как российский филиал одной известной западной компании собрал в качестве тестового задания антикризисные бизнес-планы у целой обоймы опытных наемных управляющих компаниями, претендующих на баснословную з/п. Потом им всем было под разными предлогами отказано, зато коллективный «брейн-сторминг» опытных соискателей помог компании выбраться из кризиса. В некоторых случаях соискатели и впрямь назначаются начальниками — то есть лицами в том числе и материально ответственными за «косяки» своих подчиненных. А попутно выясняется, что «косяки» эти уже давно копились и ждали подходящего «ответственного лица». И штрафы новоявленного «большого начальника» перекрывают заявленную з/п, а потом его увольняют. И он еще рад без памяти, что «по собственному», без порчи трудовой книжки некрасивыми статьями… 38-летняя москвичка Лидия рассказывает, как проработала месяц «главным администратором» отеля на час: — Я раньше работала главным администратором в салоне, так что работу подобную знаю. При трудоустройстве в отель мне говорили, что у меня в подчинении будут горничные и девочки на ресепшн. На деле выяснилось, что их, по сути, нет: одна уволилась, другая все время болела, а «горничными» оказались уборщицы из соседней поликлиники, которые заходили к нам в удобное им время. В итоге я сама убирала номера после каждого клиента — какая уж там прачечная: перевернешь белье, над парогенератором подержишь, и готово! Сама и на телефоне, и на приеме посетителей — не то что на обед, в туалет не отойдешь! И все равно без конца штрафовали: то к телефону не сразу подошла, то клиент в кровати чужие трусы нашел… Менеджер по персоналу Анна Головина советует собирать как можно больше информации о компании, прежде чем отсылать туда свое резюме или отвечать на приглашения — благо Интернет сейчас позволяет найти любые сведения, если эта компания официально существует на рынке. И если компании действительно требуется специалист, то в объявлении в обязательном порядке будут следующие данные: ■ Название компании, фирмы, филиала. ■ Четкое обозначение вакансии (нет такой должности: «сотрудник офиса»). ■ Четкие требования к кандидату (возраст, образование, опыт работы и пр.). ■ Описание вакансии — перечень должностных обязанностей и условия работы (график и зарплата). ■ Телефон — обязательно, в том числе и городской (это говорит о том, что у предприятия есть офис и отдел кадров). |