Какое родительское сердце не взыграет от радости, видя, как его чадо любознательно, разумно и везде у него все прекрасно получается. К радости добавляется гордость и чуть-чуть тщеславия, когда мы замечаем, что наш сын или дочь отличается от сверстников именно блестящими способностями. В глубине души мы считаем, что одаренный ребенок похож на нас, и это льстит нашему самолюбию.
Многие родители, особенно бабушки, придерживаются мнения, что мать-природа имеет тенденцию справедливо распределять свои дары. Если она
Безусловно, не стоит такую собственную инициативу ребенка как-нибудь ограничивать из страха, будто ему может повредить излишнее знание. Эта позиция так же ошибочна, как и насильственное принуждение к учению в ущерб игре, бегу и другим подвижным занятиям, развлечениям. Одаренным детям в школе нескучно, хотя в первый класс они приходят, хорошо умея читать и писать. На уроках для них столько интересного, им хочется побольше разузнать и исследовать, любая новая деятельность для них увлекательна. Иногда такие дети «перескакивают» через класс, но чаще не через первый или второй, а через
Но тут таится опасность, о которой не следовало бы забывать. Некоторые родители незаурядных детей хотят от них «
Здесь нужен разумный компромисс. И, чтобы из одаренных детей получились бы и прекрасные работники, и хорошие люди, тут главную роль играет не одаренность, а прежде всего семейное воспитание. Родители склонны перегибать палку, и выражается это в самых разных формах. Например, в требованиях, в амбиции, в честолюбии. Им мало того, что сын или дочь уже умеют многое, соответствующее их возрасту. Они требуют от ребенка выдающихся достижений, чтобы и знакомые, и родственники восхищались им — короче, чтобы растущий человек стал «звездой».
Возможностей для удовлетворения родительского честолюбия вполне хватает — иностранный язык задолго до школы, балет, музыка, фигурное катание, компьютер. Конечно, бывает, что у некоторых детей талант проявляется очень рано, и было бы обидно его пропустить. Обычно все начинается со стихов, песен, которые маленькая звезда читает каждому по заказу. И любой благодарный гость выражает восторг и аплодирует. А как еще поступить в такой ситуации? Аплодисменты соблазнительны — человек потом особенно усердствует, чтобы заслужить их еще раз.
Ведь мы прекрасно знаем, как трудно устоять перед соблазном успеха. А тут малыш. И неудивительно, что наша маленькая звезда воображает, что она все умеет, и воспринимает восторг как должное. Вот где может легко сломаться характер. Если у маленького вундеркинда укоренится представление, что он умеет делать
Согласитесь, сегодня вундеркинд — не такая уж редкость. Часто мы слышим или читаем о том, что ребенок закончил школу в
Например, когда семья ждет ребенка, они хотят, чтобы он вырос здоровым и умным, — кто об этом не мечтает? Но мечты так мечтами и остаются, если нет понимания того, что научить ребенка можно только тому, что умеешь и чем увлечен сам. Если с ребенком не разговаривать, он так и не научится говорить. А что, если мама будет разговаривать с ним
Дети все гениальны от рождения, надо только способности их вовремя распознать и развить. Например, я знаю семью, где растет маленький четырехлетний вундеркинд. Но специальных занятий с ним никогда не проводят ни мама, ни папа. Никогда никакого принуждения. Малейший намек на усталость или нежелание ребенка заниматься служит сигналом — хватит! С мальчиком занимаются играючи (чаще
Единственный выход — раньше положенного срока пойти в школу и перепрыгивать через класс. Но мама беспокоится: с кем же сыну дружить, если он будет младше своих одноклассников?
Созданы же школы для музыкально одаренных, есть школы для умственно отсталых детей, но
Создание специальных школ для умственно одаренных детей во многом облегчит им жизнь. Они не для того пришли на свет, чтобы их выставляли и показывали. И свои успехи, которых так жаждут родители, они воспринимают как обыденность, а не как
Ольга Белкина