В ночь на четверг российское Минобороны сообщило о происшествии с ракетным крейсером «Москва», который является флагманом Черноморского флота. Сегодня от МО последовали дополнительные разъяснения, пресс-секретарь президента Дмитрии Песков сообщил, что о ситуации доложено Путину. «МК» попросил эксперта оценить информацию о случившемся на крейсере.
Изначальные сведения от Минобороны были скупы. Сообщалось, что на крейсере случился пожар, из-за которого сдетонировал боезапас. «Корабль получил серьезные повреждения. Экипаж полностью эвакуирован», – сообщили в ведомстве. Причины пожара не названы.
Утром появилась более подробная информация. В Минобороны РФ сообщили, что очаг возгорания на крейсере «Москва» локализован. «Открытого горения нет. Взрывы боеприпасов прекращены. Крейсер «Москва» сохраняет плавучесть. Основное ракетное вооружение не повреждено», – сообщает военное ведомство.
Стало ясно, куда был эвакуирован экипаж: «на находящиеся в районе корабли Черноморского флота». Крейсер собираются отбуксировать в порт. Причины пожара устанавливаются.
Экипаж на крейсере довольно большой, по данным открытой печати – порядка 500 человек. Главная ударная сила крейсера – 16 противокорабельных ракет. Есть также несколько комплексов корабельной ПВО, в том числе морской аналог С-300 – комплекс «Форт». Известно, что в разных отсеках корабля хранились по отдельности боеприпасы для артиллерийских установок АК-130, ЗРК «Форт», ЗРК «Оса-М». Какой именно погреб мог сдетонировать – не понятно.
Заложен крейсер был в конце 70-х годов. В состав советского флота вошел в 1983-м. Как написал в своем Telegram-канале военный эксперт Михаил Ходаренок, могли сказаться застарелые болезни кораблей этого проекта.
«Вот и вылезают наружу застарелые проблемы проекта 1134Б «Беркут-Б», – отметил Ходаренок. – Крейсер «Москва» сделан на базе этого проекта. Как мы помним, горели два корабля из проекта 1134Б – «Керчь» и «Очаков». Специалисты отмечали и высокую пожароопасность этого проекта и слабую систему пожаротушения и борьбы за живучесть».
По словам эксперта, новую систему пожаротушения на «Москву» так и не поставили. Другая проблема, характерная для кораблей этого проекта, считает Ходаренок, в том, что «вооружение и его боекомплект разнесены по всему кораблю».
«То есть практически нет места на судне, где пожар, возникнув, не перекинется в течение короткого времени на вооружение. Вывод: нельзя экономить на вспомогательных системах», – заключил эксперт.
В свою очередь, военный эксперт капитан 1 ранга в запасе Владимир Гундаров сказал «МК», что ЧП на крейсере «Москва» вряд ли повлияет на потенциал Черноморского флота и на планы проведения морских десантных операций.
– Сильно не повлияет. Хоть это и мощный корабль, первого ранга, но он старый, ему 40 лет. Причем у него сложная, запутанная история. Когда его в первый раз поставили на ремонт в 1991 году на Николаевские верфи, случился развал Союза, финансирования не было. Россия не могла с Украиной рассчитаться за ремонт, и оплачивали тем, что снимали с корабля какие-то приборы, агрегаты, системы. Короче, бартером рассчитывались. В том числе сняли зенитную шестиствольную артиллерийскую установку АК-630.
В 1999 году на крейсере было, как сообщалось официально, задымление. Такое бывает на надводных кораблях достаточно часто. Есть целое наставление по борьбе за живучесть. Есть автоматизированные системы пожаротушения на этот случай.
Словом, у крейсера были проблемы. Даже стоял вопрос об утилизации. Но решили: пусть послужит. Было еще несколько ремонтов. Последний – три года назад, в Севастополе. Заменили ряд систем, кабель-трассы. После этого крейсер ходил в Средиземное море, в сирийскую базу Тартус.
– На корабле есть системы защиты боезапаса в случае пожара?
– Да, есть система орошения арсенала. Нажал кнопку – и забортной водой все просто затоплено. Такое случилось как-то на авианосце «Кузнецов», – говорит Гундаров. – Правда, по ошибке. Там любопытный матрос нажал красную кнопку, и несколько десятков ракет пришли в негодность. Такая система орошения есть и на «Москве». Так что стоит дождаться официальных сообщений Минобороны России.
Сергей Вальченко