Всегда количество женщин превалировало над количеством мужчин. Недостаток мужского пола заметен везде. Балет не стал исключением. Здесь уже и вовсе забыли о существовании парней в нашей стране. Почему принято считать, что мужчинам не место возле хореографического станка? Как в балете справляются без мужского пола? А если и есть парни в коллективе, то почему их так мало?
Кадр из фильма «Куколка» (реж. Исаак Фридберг, 1988)
«Потому что на десять девчонок
По статистике девять ребят»
Эти строки знакомы всем. Песня «Сегодня праздник у девчат» лучше всего может описать проблему недостатка мужского пола. Как жаль, что только в хореографии не десять девчат и девять ребят, а в три раза больше девчат и в три раза меньше ребят.
У родителей есть такая особенность в характере: взрослые считают, что если у них есть статус родителя, то сюда входит и привычка «решать всё за своего ребёнка». Не мне судить, правильный это или нет путь в воспитании будущего человека, но всё же расскажу про один случай в хореографической школе, непосредственно связанный с темой «отцов и детей».
Многие мамы моих одноклассников из хореографии, скорей всего, имели незакрытый гештальт из детства — научиться танцевать. Узнав, что у них будет мальчик, они никак не смутились, что на танцы чаще всего отдают только девочек. Ну так заведено... Непонятно кто это придумал, но принято считать так... И вот их ребенок достиг шестилетнего возраста, и мечта мамы наконец-то сбудется. Её сын станет звездой сцены. Она так долго об этом думала. Этот день станет для неё самым счастливым.
Чего же хочет сын? И вообще интересно ли ему ходить в обтягивающих трико и делать себе укладку для выступлений? Мама ничего и слышать не хочет! Ты должен ходить на танцы — и точка.
Нас было тридцать человек в группе. Первоначально, женский коллектив украшали пятеро мужчин. В итоге: на выпускном среди девочек было только три мальчика, которые дошли до конца и всё-таки получили этот диплом для мамы. Куда же ушли те двое представителя мужского пола? В стереотипы. Ответ непонятный, но зато точный.
Стереотипы и мифы очень интересная тема для дискуссий. А в балетной жизни эта тема интересна в двухкратном размере. В обществе принято говорить, что танцуют на сцене только представители нетрадиционной ориентации. «Ну какой же нормальный мужик будет ходить в лосинах?»- говорят мужчины, никак не относящиеся к миру искусства. Я не буду доказывать, что это правда или неправда. Скажу только про то, в чём уверенна на все сто процентов.
Мужчины в балете — это прежде всего символ красоты, силы и стального характера. Парни всегда исполняют вариации, где видны их могущественные руки. Они высоко поднимают девушку над сценой, чтобы показать, какой мощью могут обладать над партнёршей. Тем временем, девушка чувствует себя уверенно и спокойно в руках такого надёжного мужчины. Поэтому парни в балете — это не представители нетрадиционных ценностей. Это ответственность, сила и надёжность.
А те сбежавшие мальчики просто подверглись буллингу со стороны одноклассников в общеобразовательной школе. Дети всегда были злыми. Как жаль, что мамы это понимают, но не делают выводы.
Кадр из фильма «Не болит голова у дятла» (реж. Динара Асанова, 1974)
Травля со стороны одноклассников, конечно, никак не сравнится с нехваткой мужской кандидатуры, но для нас, людей балетных, это очень больная тема. Девушкам приходится выполнять функцию мужчин в танце. Учить мужские партии, отказываться от красивого костюма для девушек и надевать мужской. Каждая девочка из коллектива всегда надеется, что её не поставят на место парня. К сожалению, каждая из нас хоть раз десять в жизни танцевала «не за саму себя».
Преподаватели понимали эту проблему и поступали хитрым образом. Сюжет в номере специально меняли. Предположим, если это народный танец, то задумка была следующей: в деревне живет один самый красивый мужчина, и все девушки за ним бегают и пытаются поделить его между собой. Таким образом, убили «двух зайцев одним выстрелом». И девочки не танцуют за мужчин, и драматургия в танце не потерялась. Нельзя поменять все номера под такой мотив, но всё же большинство из них удавалось переиграть.
Если говорить про отношения между мальчиками и девочками, то складывались они более дружелюбно, чем у девочек с девочками. Мы с девушками часто ссорились. Кто следующий будет танцевать с партнёром — было самым трудным решением. Вечные истерики, мол «он мой», раздражали всех преподавателей. Иногда мне казалось, что я нахожусь на каком-то боксёрском ринге, и вот с минуты на минуты начнётся самый кровопролитный бой. До драки всё же не доходило, но оскорбления вырывались из уст одни за другими.
Нехватка мужчин в балете будет всегда. Связано это, с большой вероятностью, из-за стереотипов. Не каждый человек может принимать оскорбления и никак не реагировать. Мужчины тоже могут быть ранимыми. Если у вас есть любимый человек, то обязательно берегите его. Потому что на десять девчонок, по традиции, девять ребят.
Анастасия Галаева