Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Официанты и таксисты рассказали, сколько положено давать на чай: планка медленно спускается

«Лучше не дать ничего, чем мизерную сумму»

Жители больших городов почти поголовно привыкли к безналичному расчету. А этот переход вызвал сворачивание отработанной за несколько столетий системы чаевых — вознаграждения за услуги. Некоторые замены теперь придуманы на базе платежных цифровых платформ, но полностью старый добрый «чай» они не заменяют. Как выходит из положения сфера услуг и какие новые привычки складываются с чаевыми в последние годы, выяснял «МК».

«Лучше не дать ничего, чем мизерную сумму»
ФОТО: АЛЕКСЕЙ МЕРИНОВ

Полторы сотни лет назад извозчик или половой в трактире мог при случае и прямо потребовать: «Барин, на чай бы неплохо!». Сейчас нравы, конечно, изменились, и в нашем недавнем прошлом на это намекали лишь взглядами. А еще - «кровной обидой», если на чай упорный клиент так и не дал. «Ты такой бедный или такой жадный?» - как бы задавал официант или швейцар прямой, хоть и невербальный, вопрос.

Сейчас обижаться на всех посетителей, кто не кидает в дополнение к чеку еще сколько-то бумажек на чай, уже невозможно: пришло новое поколение клиентов, которое ориентируется на четко указанные в меню или прайсе цены. А главное, не имеет наличных, чтобы «округлять» счет относительно чека. Но привычка, конечно, так просто не сдается - тем более, что чаевые включены в большинство бизнес-схем соответствующих отраслей сферы услуг.

ФОТО: АЛЕКСАНДР КОРНЮЩЕНКО

Что может система

С тех пор, как большинство москвичей почти перестало носить при себе наличные, вопрос чаевых встал особенно остро. Во многих ресторанах на чеке можно увидеть QR-код, перейдя по которому, можно оставить чаевые официанту. И вот тут клиентов поджидает сюрприз. Беспристрастный компьютер заранее все подсчитал - и по умолчанию предлагает оставить 15% от суммы счета.

С одной стороны, поводов для совсем уж ярого возмущения нет: эта цифра - не константа, её вполне можно менять. Альтернативные варианты предусмотрены - можно выбрать 10% или вовсе 7%, а можно, если вдруг ты в восторге от обслуживания, и вовсе оставить 20%. С другой стороны, всё это требует от клиента некоей сосредоточенности и внимательности. Ну а если зазеваешься и нажмешь на кнопку «по умолчанию», то 15% с тебя спишут моментально.

- Я пока не увидел явной выгоды от этих QR-кодов для нас, официантов, - рассказал «МК» Даниил, работающий в одном из ресторанов на Пятницкой улице. - Это ведь не автоматическая оплата по СБП (системе быстрых платежей. - Прим. «МК»), клиенту нужно вручную вбить данные своей банковской карты на этой страничке. Многим просто лень возиться. Особенно в конце вечера, когда половина компании уже одевается, половина вышла курить, словом, вокруг суета. Гораздо проще положить несколько купюр «на чай» наличными. Но, конечно, кладут меньше.

В этом, по словам Даниила, главный казус. Сила привычки неискоренима, поэтому самый распространенный сценарий среди клиентов заведений - оставить «на чай» несколько сотенных купюр (от 100 до 400 рублей). Положить 500 рублей - это уже некий широкий жест, ну а тысячу или больше, по словам официанта, оставляют только по итогам больших банкетов.

Между тем правила этикета еще недавно диктовали: стандартный размер чаевых - 10% от стоимости услуги. Это, к слову, касается не только кафе и ресторанов, но и салонов красоты. Однако при том, что средний чек неуклонно растет (обыкновенный ужин вдвоем без изысков редко обходится дешевле 5000 рублей), этому правилу следуют всё реже и реже. Планка чаевых медленно спускается к 5-7%, если не меньше. При лаконичных заказах многие россияне, стараясь сэкономить, и вовсе перестают оставлять чаевые, аргументируя свою позицию тем, что «не перетрудится девочка принести мне кофе, вообще-то она за это зарплату получает». О традиции «отблагодарить» гардеробщика или, скажем, заправщика на АЗС многие в 2024 году и вовсе позабыли.  

И деньги в кружку

- Обычаи, связанные с чаевыми, становятся жертвой ценовой турбулентности, - поясняет психолог Ольга Клюкина. - Если за предыдущие лет 10-15 устоялся размер и стандартного для человека чека, и причитающихся к нему чаевых, то сейчас все сдвинулось. Возьмем, как пример, АЗС: в середине 2010-х годов 20-30 рублей монетками были вполне нормальными чаевыми для заправщика (обеспеченные москвичи могли, впрочем, дать и 50, и 100 рублей бумажкой). Сейчас - на фоне выросшего за последние годы ценника на бензин - получается, что меньше 50 рублей уже давать неприлично. Но многим жалко давать слишком много - ведь доходы далеко не у всех растут. Выходит, что дать меньше стыднее, чем не дать вовсе ничего.

Но рынок не был бы сверхъестественно гибкой системой, если бы не придумал выход и из этой ситуации. Концепция чаевых заменяется концепцией «донатов», они же пожертвования. Почти в любом магазине, на тех же АЗС, в парикмахерских, да, в общем-то, вообще везде, где клиент платит деньги - на прилавке стоит прозрачная «кружка» для пожертвований.

Что написать на ней - дело фантазии и вкуса. Кто-то пишет, как в кафе: «На отпуск бармену/мастеру/продавцу». И прибавляет смайлик. Кто-то солидно помечает кружку «На развитие заведения». Впрочем, мало кто вчитывается, что именно написано на кружке: цель очевидна.

- На удивление, пока еще собираем «урожай», в день это получается от 1000 до 5000 рублей, - рассказывает Никита, сотрудник барбершопа в Щукино. - Люди часто кладут по 100-200 рублей, иногда и 500. Но и мелочь прилетает, металлическая - рублей по 200 в день размениваем. Наверное, класть мелочь в качестве чаевых людям неудобно уже, а в кружку нормально, вроде бы как пожертвование слишком мелким не бывает.

Копеечку переводом

Итак, в очевидном кризисе, похоже, находится традиционная система чаевых - добровольно-принудительная, когда приличный человек чувствовал себя обязанным положить какую-то сумму сверх чека, а сотрудник заведения не стеснялся ему на это намекнуть. Но, похоже, практика «добавить сверху» все-таки выживает - только в более добровольном формате.

- Мне часто дают чаевые переводом, прямо на мой прямой номер телефона, и это очень приятно, - рассказывает Изат, работающий в курьерской службе по доставке еды и продуктов. - Наличных сейчас у людей мало, и обычно все заказы уже оплачены, а специально давать деньги не будут. Но зато многие, кому я звоню со своего телефона, потом присылают мне 100-200 рублей «вдогонку». Большое им спасибо!

По словам Изата, больше таких чаевых приходит в ненастные и морозные дни, когда люди больше, чем обычно, сочувствуют курьеру. Еще один вид «чаевых», пусть и нематериальных - хороший отзыв в приложении доставки: это повышает рейтинг курьера и в перспективе приносит бонусы от «системы».

Похожий механизм сформировался и в такси: есть, по рассказам таксистов, значительная прослойка пассажиров, которые предпочитают вознаграждать водителя не через штатные механизмы чаевых, а лично, даже при отсутствии наличных. «Они всегда выставляют оплату наличными, есть такие люди, которые не хотят привязывать карты, - рассказал водитель Роберт Адамян. - И говорят: можно я заплачу переводом? И платят немного больше, на 200-300 рублей, если поездка стоит около 1000».

Для водителя, как подтвердил собеседник «МК», так даже удобнее, чем через систему: агрегатор выплачивает «штатные» чаевые не сразу, а по прошествии суток. Да и стандартная «тарифная сетка» чаевых в системе может быть не столь выгодной для шофера.

- Правда, выставленная оплата наличными у нас не очень хорошо воспринимается, - предупредил таксист. - Потому что при оплате наличными пассажир может отменить поездку бесплатно. Поэтому, если приезжаешь на точку, а у клиента оплата наличными, мы долго не ждем и можем уехать быстрее. Но многим такое удобно - может быть, эти прямые чаевые переводом как раз компенсирует это.

Итак, прямой перевод - еще один вполне действенный способ отблагодарить за услугу, которая клиенту действительно понравилась. Правда, тут есть важная особенность: для прямого перевода нужно знать прямой телефон водителя, курьера, официанта. А уже на это согласны далеко не все работающие в сфере услуг. Ведь обменяться телефонами - это уже шаг к личным отношениям.

Но, пожалуй, именно таковы сейчас правила игры: чаевые становятся жестом именно личного отношения к человеку по другую сторону стойки или салона такси. А если отношения хочется сохранить именно обезличенными - приходится довольствоваться теми (весьма скудными, заметим) возможностями, которые предлагают айти-платформы. Все-таки лучше, чем ничего. Хотя, конечно, и хуже, чем в эпоху «кэша».

Антон Размахнин, Дарья Тюкова

Источник

68


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95