Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

ОГЭ изменится до неузнаваемости: каким будет экзамен для девятиклассников

Знания вместо зубрёжки

Предстоящие в 2020 году изменения экзаменов на выходе из 9-х классов станут принципиальными. Центр тяжести с зубрежки фактов, дат или формул переносится на умение применять свои познания для решения конкретных задач, а также на способность объяснить и дать оценку предложенным вопросам, включая те, что представляют трудности даже для взрослых. Впервые в составе заданий ОГЭ-9 по естественно-научным дисциплинам появятся опыты.

 

фото: Михаил Ковалев
 

Новый ОГЭ-9 вводится в 2020 году неспроста. К этому времени 9-й класс заканчивают первые ребята, начавшие учиться с первых классов по новым федеральным государственным образовательным стандартам. А так как учили их по-новому, то и проверка знаний пойдет на новый лад.

— Основной упор будет не на знания — «что это такое?», «дайте определение этого факта» и т.д., — а на умение применять эти знания, находить информацию, объяснять, — разъяснила суть дела директор Федерального института педагогических измерений Оксана Решетникова.

Пока разработаны контрольные измерительные материалы (КИМы) для 7 предметов: история, обществознание, география, биология, физика, химия и информатика. И если новый экзамен по информатике решает в принципе те же задачи, что и прежде, но только будет полностью проводиться на компьютере, то, скажем, историю ждут очень серьезные изменения.

Прежде всего, изучение этого предмета полностью перейдет с концентрической модели (принятый до сих пор повтор части ранее изученных исторических курсов в 10–11 классах заново) на линейную (непрерывное преподавание исторических событий с древнейших времен до современности без повторов). Поэтому объем сдаваемых тем вроде бы даже сократится, заканчиваясь 1914 годом. Однако сами задания усложнятся: надо будет не просто назвать дату или историческое событие, а объяснить его. Например, раньше предполагалось выбрать одну из нескольких причин начала реформ 1860–1870-х годов (правильный ответ — разгром России в Крымской войне). Сейчас предстоит не только сделать выбор, но и кратко его объяснить. Кроме того, появятся задания и на составление последовательного сквозного текста на основе ключевых терминов и названий, содержавшихся в задании, а также расширение работы с исторической картой. Сейчас с этим беда, которую в полной мере ощущают на ЕГЭ по истории 11-классники. И даже появится расширенная работа на экзамене с источниками — историческими текстами. До сих пор надо было лишь определить время их написания и автора. Сейчас же придется провести анализ самого источника, а также произвести в нем поиск ошибок! При этом три из 22 вопросов будут связаны не с отечественной, а с зарубежной историей, уточнил «МК» глава Федеральной комиссии разработчиков КИМ по этому предмету Игорь Артасов.

Творческие задания появятся и в ЕГЭ по обществознанию. Принцип тот же: не называть явления или, скажем, органы власти, ответственные за то или иное направление жизни в государстве, а всячески демонстрировать понимание смысла. Скажем, по полученному фото (видеоряд впервые будет включен в задания по обществознанию) разъяснить, что такое семья.

В свою очередь, в блок естественно-научных дисциплин впервые широко войдут опыты. Например, на ОГЭ по химии нужно будет определить состав вещества в выданной экзаменаторами пробирке или порассуждать в теории, как протекает та или иная реакция. Разумеется, и здесь основная ставка делается не только на знание фактов, но и на применение полученной в школе информации для решения практических задач, а кроме того, 9-классники должны будут объяснить, каким образом эти факты были добыты, а значит, насколько они достоверны. (Таким образом предполагается развивать критическое мышление подростков.) Будут и задачи (например, по физике) на умение ребенка объяснить физические явления, например младшему брату. А также на объяснение принципов действия современных приборов, будь то микроволновка или энергосберегающие лампочки. В биологии же расширятся экологические подходы, а также объем задач блока «Человек». Например, появятся вопросы на составление правильного рациона питания как составной части здорового образа жизни. Тот же подход демонстрируется и в рамках ОГЭ по географии. Например, на основе информации о снижении уровня воды в озере Байкал ребенку придется ответить на целую группу вопросов, начиная с того, какие регионы затрагивает эта проблема, и заканчивая каверзным вопросом, как можно выполнить постановление правительства России о поддержании уровня Байкала неизменным. (Правильный ответ — за счет изменения работы Иркутской ГЭС.)

Людей, не учившихся с младых ногтей по новым стандартам, перспектива подобных экзаменов для 9-классников может вогнать в ступор. Однако причин для страха нет, заверила «МК» Оксана Решетникова:

— Эти ребята учились по новым стандартам с первого класса! Так что все это они умеют делать!

По той же причине, дала понять она, не будет и разноуровневых ОГЭ-9 — повышенной и базовой сложности, как это есть в некоторых ЕГЭ для 11-классников. Просто, чтобы закончить 9 классов, а потом, к примеру, уйти в колледж, будет достаточно набрать минимальный уровень баллов на ОГЭ-9. Для продолжения же учебы в 10-м классе — тем более если речь идет о специализированных классах — оценки потребуются повыше. Устанавливать пороговые значения между ними предстоит регионам.

Марина Лемуткина

Источник

491


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95