Уже несколько дней я увлечена интернет-перепиской с абсолютно случайным знакомым, лицо которого никогда не видела и голос которого никогда не слышала.
П***. «Ольга, привет! … Ваши "короткие заметки" я прочел... Оставшиеся впечатления противоречивые, дво( и более)якие. Вам бы пожить на диком Западе, вот это была бы для Вас школа! Именно пожить лет 10, а не побывать пару недель. А Вы что думали, в той же, с виду пристойной Швейцарии, кто-то распахнет перед Вами двери? Если у Вас есть деньги, то пока да, а если другой вариант, то даже на стук не ответят, разве, что 5-10 сантимов скинут из окна (проверенно близким другом). И хотелось бы все же узнать, Вы психическим состоянием ЧЕЛОВЕКА занимаетесь или только российского человека? А вообще, Вы много стран объездили? В общем, если хотите, можем подискутировать. Я не знаю, читали ли Вы Наполеона Хилла? В частности "Думай и богатей", есть еще российский аналог Попова " Думай и богатей по-русски". Кстати, не считаю эти книжки полезными на 100%. А как Вы относитесь к Лууле Виилма? А как к Лекрону? … Если хотите, можем поспорить, и я где-то поддержу Вас, а где-то и оспорю...»
Ольга. «Добрый день, П*** ) Мне приятно получать Ваши сообщения, наполненные глубоким смыслом и информацией ) Я вижу, что Вы очень талантливый и эрудированный во всех отношениях человек. Мне даже далеко до Вас ) Я даже не надеялась на однозначное и хвалебное отношение к моим заметкам, поскольку я неоднозначный человек. Видела в этой жизни я мало по сравнению с Вами. Ездила лишь во Францию, Швейцарию, Лихтенштейн, Мальту, Испанию, и еще в школьные годы в республики Прибалтики, Казахстан и Киргизию. В России тоже бывала не во всех городах, а только в городах Урала, Поволжья, Золотого Кольца, Казани, Ростове-на-Дону, Таганроге и Питере. Больше по путешествиям особо и нечего вспомнить. Прекрасно понимаю, что школа жизни, которая мне была дана в Москве, возможно, не такая суровая, какая на Западе. При этом осознаю, что Господь мне дает лишь те испытания, которые я могу вынести. Вполне допускаю, что Западную школу жизни я просто бы не вынесла и повесилась бы ... Из-за того, что я более сносно говорю лишь по-русски, поэтому могу оказывать психотерапевтическую помощь лишь русскоговорящим и, как показала моя практика, - людям с российским менталитетом. Люди другой национальности и абсолютно другого менталитета выпадают из моей работы. Названные Вами книжки я от корки до корки не читала, поэтому об этих книжках рассуждать не берусь. Что касается Европы, я не питаю надежды на халяву и поэтому намерена дать моему сыну профессию и навыки самостоятельности, помочь ему освоить иностранные языки. Если он с этой задачей справится, то у него будет шанс попробовать себя в Европе - случится - хорошо, не случится - и так бывает. …»
Этот кусок переписки всколыхнул в моей памяти несколько ситуаций – по работе и по жизни. Наверно, теоретически, было бы приятно уметь всё и соответствовать самому лучшему: прочитать все книги, знать всю музыку, везде побывать, разбираться во всех областях знаний и уметь решать все вопросы, быть красивее, стройнее, умнее, богаче… всех. Однако, так не бывает. У каждого человека есть ограничения в его способностях и возможностях. Я не могу соответствовать ожиданиям всех, не всем могу быть полезна, не всем могу оказать помощь, не для всех являюсь достаточно умной, профессиональной и подходящей…
Буквально на днях приходили ко мне на консультацию женщина с 19-летним сыном, который в силу разных обстоятельств заработал себе в минувшем году психическое расстройство с достаточно тяжелой симптоматикой. Два часа первичной консультации были потрачены на детальное изучение всех обстоятельств возникновения его психического недуга. По окончании консультации я поинтересовалась – как он себя чувствует: «обнаженным» - ответил он, - «пришлось в который раз это рассказывать. А так неприятно это вспоминать. Я не хотел бы это вспоминать и об этом говорить». «А как же проводить психотерапевтическую работу, если не исследовать, что с тобой происходит?», - недоумевала я. «А без этих разговоров нельзя?» - уточнял он. «К сожалению, нет», - был мой ответ. Мальчик отказался от продолжения психотерапевтической работы. И я с этим ничего не могу поделать. Я не обладаю колдовскими способностями, чтобы взмахом волшебной палочки вернуть его в прежнее состояние. Психотерапия – процесс непростой и длительный, основанный на изучении, прежде всего, самого неприятного, изучении самого себя и формировании нового поведения, которое будет более полезным для психического здоровья. А клиент имеет право не меняться. Вспоминается психотерапевтическая работа с другим молодым человеком 25 лет, армянином по национальности, приведенным ко мне на консультацию его мамой. Все члены их семьи являются адептами религиозной секты. Когда в нашей работе мы подошли к вопросу личной жизни (поскольку одним из запросов был запрос на женитьбу), то пришлось разбирать и вопросы секса, и вопросы религии. После данной консультации мне позвонила мать этого мальчика и мне сообщила, что она сама будет регламентировать – какие вопросы я имею право обсуждать с её сыном, а какие вопросы – нет. Мне пришлось отказаться от продолжения работы с данным человеком, поскольку я сама определяю – как лучше построить мою работу.
Вспоминаются мне этические правила клинического психолога, где одним из пунктов тоже значатся ограничения в компетенции – какие-то вопросы клинический психолог может решать, а какие-то – не имеет права.
Вспоминаются опасения одной из моих клиенток, которая находится в процессе трудоустройства. Она опасается, что если к собеседованию будет добавлено прохождение психолога, то она может его не пройти. Она боится, что психологом будут заданы какие-то вопросы, на которые она не знает ответа или будут даны для разрешения какие-то задания, связанные с трудностями в работе, и она не сообразит, как разрешить эти трудности. И это естественно, что в 22 года, не имея опыта работы, она не знает всех «подводных камней», которые могут возникнуть на её пути. К 55 годам (к пенсии) она научится разбираться в разных ситуациях. А сейчас - только обращение к другим людям и другим источникам информации может помочь в новых ситуациях.
Удачно один из аспектов этой темы (преодоление неспособности быть ВЕЗДЕ первым) описал в своем труде «Принцип сперматозоида» Михаил Литвак: «…Хочу разъяснить, что значит, по моему разумению, стать «королем». Это значит делать свое дело не просто хорошо, а так, как его не делает никто. Чтобы тебя не смогли ни с кем сравнивать, чтобы твою работу узнавали по почерку. Профессия в этом плане не имеет никакого значения. … Один из моих подопечных говорил так: «Основное мое достижение заключается в том, что так, как я работаю, никто не работает, и что меня перестали сравнивать с другими. Кому-то я нравлюсь, кому-то нет. Чаще не нравлюсь. Но никто не говорит, что я на кого-то похож. Те, кому нужны мои навыки, никуда от меня не денутся. Ведь больше так никто не работает».
Ограничения встречаются повсюду и по разным темам. Каждый из нас не может соответствовать ожиданиям всех и всем нравится. Важно разобраться – стоит ли и в какой степени преодолевать то или иное ограничение. Какие-то ограничения нужно осознать и принять, а какие-то – преодолевать.
Ваша Ольга Геннадьевна Кузнецова
Электронный адрес: kog2004olga@gmail.com
Телефон: 8-903-709-39-83