Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Огромная часть российских компаний решила оставить удаленку для сотрудников

Эксперты назвали новые профессии посткоронавирусной эры

Еще вчера удаленная работа была скорее привилегией для избранных. Карантин вынужденно отправил на режим дистанционной работы большую часть сотрудников по всей стране. Многим компаниям и работникам такой переход дался нелегко: он таит в себе множество технических, организационных и психологических сложностей. Однако в удаленной работе оказалась масса плюсов и возможностей сэкономить. Опросы показывают, что даже после снятия ограничительных мер многие работодатели планируют оставить сотрудников на работе вне офисов. Соответствующие поправки в трудовое законодательство готовят власти. Станет ли удаленная работа новой реальностью для России?

Огромная часть российских компаний решила оставить удаленку для сотрудников
 
 
 

Удаленка пришлась по вкусу

С 26 марта по 14 мая в России были объявлены нерабочие дни. Но экономика не могла себе позволить почти два полностью нерабочих месяца. Компании встали перед выбором: сворачивать бизнес или адаптироваться к новым реалиям.

Режим удаленной работы стал спасением для отраслей, которые создают интеллектуальный продукт. Это финансы, IT, средства массовой информации, образование, интернет-торговля. Сферам, в которых применяется физический труд (строительство, заводы) и где работники обслуживают клиентов (традиционная торговля, салоны красоты, рестораны, туризм), пришлось сложнее, но и им удалось частично использовать формат удаленки. В этом помогла цифровизация. Например, застройщики и агентства недвижимости проводили виртуальные туры по объектам, предлагали дистанционное заключение сделок. Сфера развлечений перенесла события в онлайн, фитнес-клубы организовали видеозанятия для своих клиентов. Это потребовало удаленной вовлеченности работников в процесс и помогло сохранить рабочие места.

Будучи изначально вынужденной мерой, удаленная работа пришлась по вкусу компаниям и сотрудникам, о чем свидетельствуют многочисленные опросы. По данным консалтинговой компании Naumen, с начала объявления самоизоляции режим удаленной работы внедрили 78% компаний. При этом на режим домашнего офиса (home office) перешли 53% сотрудников. Тут нет противоречия: в зависимости от должности и специальности часть работников осталась задействована очно, притом что их коллеги работали из дома. Так произошло, например, в банках: на работу выходили сотрудники отделений, а менеджмент, аналитики, IT-специалисты, маркетологи трудились из дома.

Центр стратегических разработок выяснил, что 68% российских компаний планируют и дальше сохранять режим удаленки для части сотрудников. Еще 5% не ждут в офис весь коллектив. Вернуть очный режим намерены 32% организаций. По данным ЦСР, верность удаленке собираются сохранить представители сферы финансов, инвестиций, высоких технологий, легкой и пищевой промышленности.

Каждая шестая фирма не вернется в офис, выяснилось в результате опроса портала Работа.ру. По данным портала, 16% компаний рассчитывают полностью остаться в дистанционном режиме, еще 15% будут чередовать форматы работы или оставят на удаленке часть сотрудников. При этом больше половины респондентов вернут всех сотрудников в офис. Но вот что любопытно: далеко не все работодатели из опроса отозвались о дистанционном режиме как о более комфортном. Он пришелся по душе 23% компаний. Примерно столько же, наоборот, сочли этот опыт негативным. Большая часть (52%) заявила, что удаленка была необходимостью.

Мнения сотрудников об удаленной работе собрала международная консалтинговая компания CBRE. Исследование показало, что вернуться в офис мечтают 20% сотрудников, но абсолютное большинство (76%) хотели бы совмещать удаленный и очный режим работы.

Очевидно, что процесс перехода на удаленную работу был стрессом и для работников, и для работодателей. Первые столкнулись с проблемой самоорганизации, у кого-то не оказалось удобных рабочих мест и оборудования, работники с детьми (а детсады и школы во время карантина закрылись) вынуждены отвлекаться на них. Работодатели лишились возможности очно контролировать сотрудников, им пришлось оперативно организовывать каналы связи, документооборота, усилить защиту от кибератак — это повлекло за собой дополнительные издержки. Некоторые особо мнительные работодатели установили на компьютеры программы учета рабочего времени: они фиксируют опоздания, ранние уходы из рабочей учетной записи, посещение сайтов развлекательной тематики, но фиксируют и переработки.

При этом лишь небольшая часть позаботилась о закупке оборудования для сотрудников. По данным Naumen, компьютеры, голосовое оборудование, платные аккаунты в программах конференц-связи закупили 10% работодателей.

«Работаю ночью»: взгляд сотрудников

Судя по опросам, да и по личным ощущениям, самое приятное в режиме дистанционной работы для сотрудника — экономия времени, сил и денег на дорогу на работу и обратно, возможность выспаться, трудиться в комфортной обстановке и быть рядом с близкими. В дни напряженной работы такой режим показался бы раем. Но минусов тоже предостаточно. Из общепризнанных недостатков удаленной работы — отсутствие баланса между работой и домашними занятиями, нехватка оборудования и офисной инфраструктуры, дефицит общения с коллегами. Но самое примечательное вот что: соцопросы и внутренний анализ компаний показывает, что дома времени на работу уходит больше.

«Большая часть сотрудников нашей компании с середины марта работает дома. В офис ходят несколько человек, которые должны контролировать производственный процесс. По требованию можно попросить привезти рабочий компьютер на дом. Рабочий день начинается в комфортное время, но может растянуться до ночи: начальство постоянно подкидывает задачи. Нам временно урезали оклады, при этом попросили работать больше, иногда даже без выходных: мол, в сложное время кризиса нужно мобилизоваться, чтобы не растерять клиентов», — рассказывает Ирина, менеджер издательского дома.

Некоторые работодатели постарались создать сотрудникам комфортные условия дома и даже обещали премии. «При приеме на работу компания нас обеспечивает ноутбуками и мобильным телефоном, так что дома использую это оборудование. В офисе нам давали талоны на питание. Сейчас компания договорилась с сервисом доставки еды о корпоративном питании: несколько раз в неделю доставляют контейнеры. Работы меньше не стало, очные мероприятия перешли в онлайн. Утром у нас совещание по видеосвязи, вечером — отчет о проделанной работе. Зато начальство сменило систему оценки работы на более лояльную: теперь бонус в виде премии стало легче заработать», — делится опытом Иван, контент-менеджер российского представительства европейской аграрной компании.

А вот работникам с маленькими детьми не позавидуешь. «Чтобы работать удаленно, нужно иметь колоссальное здоровье. Мы с мужем живем в «двушке» с трехлетним ребенком и дочкой — выпускницей школы. Дочка готовится к ЕГЭ в отдельной комнате, все остальные — в другой. Гулять нормально нельзя. Ребенка сложно угомонить. В итоге работать я могу только ночью», — сокрушается Татьяна, сотрудник научно-исследовательского института.

«Новые возможности»: взгляд работодателей

О том, как работодатели переводили сотрудников на удаленку, «МК» расспросил около 20 компаний из разных сфер: IT, банки, маркетинг, недвижимость, туризм, образование. Как оказалось, для некоторых дистанционный режим был привычной практикой, а кто-то открыл для себя в онлайне новые возможности ведения бизнеса. Более того, нашлись счастливчики, которые выйдут из кризиса с увеличением прибыли и штата сотрудников.

Проще всего переход на удаленку удался IT-компаниям: многие программисты, веб-дизайнеры, тестировщики и до этого работали из дома. «У нас уже была практика проведения совещаний и собеседований по видеоконференцсвязи, если участники встречи не могли присутствовать в офисе. Это значительно облегчило процесс адаптации. Количество совещаний возросло, но их продолжительность уменьшилась. Сотрудники на удаленке оптимизировали свои рабочие процессы, и это увеличило эффективность бизнеса в целом. Все мероприятия и активности, которые раньше проходили офлайн, нам удалось адаптировать под онлайн-формат. Это митапы (встречи по интересам), игры, обучение, спортивные тренировки и многое другое», — рассказала ИТ-рекрутер Полина Семенюк.

Компании, чья деятельность связана с продажами и непосредственным общением с клиентами, переформатировали деятельность в онлайн. Они внедрили виртуальные показы, бесконтактные сделки, заняли работников обучением. «Раньше мы вкладывали большие деньги в участие в промышленных выставках, чтобы презентовать свою продукцию потенциальным клиентам. Теперь мы стали проводить вебинары. С их помощью мы смогли охватить клиентов, которые не приезжали на выставки. В итоге мы значительно сэкономили, стали получать обратную связь и даже новые заказы», — признается основатель компании, специализирующейся на продаже роботов-манипуляторов.

Карантин показал, что удаленные работники могут быть эффективнее офисных. Такой формат позволяет давать работу тем, кто не может ездить в офис по состоянию здоровья. «Раньше мы упорно брали в офис копирайтеров, но почти все прорабатывали максимум три месяца. В этом году в компании удаленно работают два копирайтера, один из которых с инвалидностью», — рассказала директор по развитию и коммуникациям сервиса онлайн-бронирования жилья Оксана Шустикова.

На домашний режим удалось перевести даже тех, чья работа прямо-таки ассоциируется с офисом, рабочими кабинками, звуками телефонных разговоров. В крупном банке нам сообщили, что смогли обеспечить домашний офис для специалистов колл-центра: «Благодаря специальному программному обеспечению и гарнитурам теперь они полностью мобильны и могут работать из любой точки мира, где есть Интернет». Банки оставили работать очно около 20% сотрудников. «Это тот минимум, который позволяет нам обслуживать клиентов в отделениях без потери качества», — добавили в банке.

Пандемия в очередной раз подтвердила поговорку: «Нет худа без добра». Добром стали новые возможности, но без худа не обошлось даже у самых стойких компаний. Боясь потерь прибыли при оставшихся обязательных платежах, многие фирмы стали экономить на выплатах сотрудникам. После введения режима самоизоляции зарплаты (бонусы, премии) урезали у 40% россиян, выяснили исследователи НИУ ВШЭ. У Работы.ру еще более удручающие данные — их опрос показал, что размер получки снизился у 58% работников.

Home office в тренде

Испытав удаленку на себе, многие работодатели и сотрудники обнаружили в таком режиме экономические стимулы. «Основные плюсы удаленки для работодателя — экономия на аренде офиса и поддержке помещения. Еще стимул — возможность нанимать талантливых сотрудников из других регионов, — говорит категорийный директор «Авито Работа» Дмитрий Пучков. — Работники помимо экономии на обедах и поездках могут индивидуально организовать рабочее время и найти возможности для подработки. По нашим данным, интерес соискателей к работе со свободным графиком в среднем по России к концу апреля вырос на 5%. В апреле активнее всего сотрудников на удаленную работу искали в группах профессий «Маркетинг, реклама, PR», «Консультирование», «IT, Интернет, телеком», «Образование, наука».

Эксперты не сомневаются, что в будущем востребованность специалистов, способных эффективно работать онлайн, будет только расти. Более того, посткарантинная эра создаст спрос на профессии, связанные конкретно с удаленной работой. «После карантина на рынке труда остро понадобятся специалисты, которые будут способны развивать цифровые каналы взаимодействия, налаживать и управлять коммуникацией людей. Специалисты из сферы бизнес-девелопмента, так называемые бизнес-реаниматоры, понадобятся ближе к концу этого года и началу следующего. Их основной задачей станет поиск возможностей для экономии и точек роста с помощью организационных и технологических инструментов», — прогнозирует директор биржи фрилансеров FL.ru Евгений Барулин.

Другой тренд рынка труда — рост численности проектных сотрудников. «Раньше считалось перспективным устроиться в штат сильной компании. Теперь молодые специалисты хотят работать сразу в нескольких компаниях. Проектные работники чувствуют конъюнктуру рынка, знают свою ценность, работают на личный бренд и строят клиентскую сеть вокруг себя. Это дает людям возможность быть независимыми от работодателя и гибко планировать свою загрузку. Нужны деньги — возьми несколько проектов, хочешь отдохнуть — работай меньше», — предлагает генеральный директор Центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива» Наталья Сторожева. По ее мнению, через 5–7 лет около 30% профессий будут использовать проектную работу.

Удаленщикам закон не писан

Вместе с тем эксперты признают: в среднем удаленщики получают меньше, чем такие же по квалификации офисные работники. Разница в зарплатах составляет 20–25%. «Работодатель не должен относиться к удаленным работникам как к особой категории сотрудников и предлагать им меньшую зарплату или звонить по ночам со словами: «Ты ведь сидишь дома». Удаленная работа не должна дискредитировать сотрудника или тем более его функционал перед другими и в глазах работодателя. Это должно быть прописано в законодательстве», — считает декан факультета управления университета «Синергия» Инна Баранова.

Другой минус для удаленщиков — риск эмоционального выгорания. То, что дистанционные сотрудники те еще халявщики, — это миф, говорят эксперты. Одна из опрошенных нами компаний провела внутреннее исследование и выяснила, что сотрудники стали тратить на удаленную работу на 2,5 часа больше, чем в офисе. «В большинстве случаев нагрузка на работников выросла. Проблема в том, что далеко не все работодатели смогли организовать нормирование труда, считать трудозатраты, оценивать интенсивность и напряженность деятельности, — отмечает доцент кафедры «Развитие человеческого потенциала» РЭУ имени Плеханова Фарида Мирзабалаева. — Это приводит не только к нарушению баланса между работой и личной жизнью, но и к более серьезным проблемам — эмоциональному выгоранию, стрессам, формированию заболеваний. В былые времена профсоюзы работали над этой проблемой, специальные институты создавали нормативные документы, а сейчас работодатель в большинстве случаев исходит из своих потребностей. Любые нагрузки должны быть научно обоснованными, а сверхурочная работа — оплачена». По словам эксперта, теперь шаг за государством, в законодательстве нужно регламентировать социально-трудовые отношения между работодателем и работниками на удаленке, начиная от обязанности организовать рабочее место и заканчивая запретом злоупотреблять личным временем сотрудника.

Сейчас в российском трудовом законодательстве фигурирует понятие «дистанционный работник», но оно не отвечает сегодняшним реалиям. Чтобы исправить несправедливость, парламентарии уже разработали поправки в Трудовой кодекс РФ. Один законопроект под авторством депутатов Мосгордумы уже внесен в Госдуму. Другой подготовила фракция «Единая Россия». Среди поправок — обязательство для работодателей прописывать возможность удаленной работы и ее график в трудовом договоре. Также работников хотят защитить от переработок: работодателей могут обязать предоставлять сотрудникам время, когда можно игнорировать звонки и сообщения работодателя, а сверхурочную работу оплачивать дополнительно и только при согласии сотрудника.

Законодательствами других стран баланс работы и личной жизни строго регулируется. Это касается не только удаленной работы. Например, в Канаде начальники и их подчиненные не обмениваются мобильными номерами, чтобы не было соблазна нагрузить сотрудника задачами после окончания рабочего дня. Во Франции законодательно установлено «право на отключение» — часы, когда работник может игнорировать все рабочие вопросы. В России такой подход практикуют лишь особо продвинутые компании. Виной тому — отголоски советского менталитета с его тотальным контролем, разрыв в доходах и невысокий уровень жизни. Боясь увольнения, работники не рискуют проигнорировать ночной звонок от начальства. Даже если право сотрудников на личное время закрепят в законодательстве, не факт, что на практике работодатели откажутся от посягательств на него. Эксперты советуют договариваться о правилах взаимодействия «на берегу»: ценным работникам начальство пойдет навстречу.

 

фото: Иван Скрипалев
 

 

Источник: ВЦИОМ

Инна Деготькова

Источник

380


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95